Монастырь основан, согласно преданию, в 1380 г. князем Дмитрием Донским. Архитектурный ансамбль XVI-XVII веков был кардинально перестроен во второй половине XIX в. по инициативе настоятеля монастыря архимандрита Пимена. Новый ансамбль в ложнорусском стиле создан на расширенной территории монастыря в 1850-1870-х гг. при участии художника и археолога Ф.Г. Солнцева. В 1880-1899 гг. Архитектором А.С. Каминским был построен грандиозный Спасо-Преображенский собор, ставший центром монастыря. Монастырь обнесен кирпичной стеной с 8 воротами и 16 башнями.
Наибольший интерес представляет северный участок стены, называемый Палестиной, или Иерусалимской стеной. Этот участок построен в 1866 г. и изображает древний город в условных иконописных формах. Из старых построек в переделанном виде сохранились: Государевы и Патриаршие палаты (XVII в.), колокольня (1758-1763 гг.), три башни ограды XVIII в. В 1920 г. монастырь был закрыт, на его территории размещалась колония для беспризорников. В 1940 г. уничтожен Никольский собор (XVI-XIX вв.). С 1970-х гг. начались восстановительные работы. С 1990-х гг. монастырь был вновь открыт.
Государевы и Патриаршие палаты с Успенской церковью (позднее Настоятельские покои): кирпичное двухэтажное здание, построено в XVII в. От этого времени сохранились планировка и своды. В XIX в. корпус был расширен, растесаны проемы, фасады оштукатурены. Вплотную к зданию с севера пристроена миниатюрная церковь апостола Матфея и Параскевы Пятницы. Позднее каменное крыльцо палат и завершения Успенской церкви были утрачены, изменены формы ее покрытия. В 1990-х гг. палаты реставрировались, восстановлено завершение Успенской церкви.
Николо-Угрешский монастырь, общежительный, 3 класса, на берегу реки Москвы, в 15 верстах от города Москвы, в 6 верстах от железнодорожной станции Люберцы. Основан в 1380 году великим князем Дмитрием Донским, на месте явления ему иконы святого Николая чудотворца во время стоянки здесь с войсками пред походом против Мамая. Обрадованный проявлением благословения Божия и оживленный надеждою великий князь воскликнул: «Сия вся угреша (согрело) сердце мое», и дал обет создать на этом месте монастырь, который и был назван «Угрешским». В древнем Николаевском соборе находится явленная икона святителя Николая, прославленная чудесами.
В церкви Успения находится особо чтимая чудотворная икона Божией Матери, весьма древнего письма, именуемая «Взыграние», явившаяся в 1795 году, 7 ноября, в каковой день и совершается в честь ее празднество; Богоматерь на этой иконе изображена с сидящим на правой Ее стороне Богомладенцем, Поддерживаемым Ею обеими руками и прильнувшим Своей левой ланитой к Ее правой ланите. В той же церкви замечательны древние царские двери, сооруженные в XV веке. В больничной церкви во имя Всех Скорбящих Радости находится древняя икона Спаса Нерукотворенного, которую приписывают кисти инока Андрея Рублева.
В 1894 году было совершено освящение нового Спасо-Преображенского собора, построенного в память 500-летия монастыря. В монастыре хранятся ценные вклады: от царя Михаила Федоровича — воздух, два покрова красного атласа с надписью, вышитой золотом и вынизанною мелким жемчугом, и крест напрестольный восьмиконечный с 16-ю частицами святых мощей; от царя Алексея Михайловича — житие и чудеса святителя Николая в лицах, — книга, писанная полууставом на бумаге и переплетенная в доски и синий бархат; листов в ней счетом 421, а всех изображений 407. При монастыре богадельня для всех сословий, странноприимный дом, двухклассная школа с ремесленными классами и детской больницей и общество хоругвеносцев, члены которого носят утвержденный Святым Синодом в 1911 году нагрудный знак во время крестных ходов и богослужений. Близ монастыря находится принадлежащий ему Петропавловский скит.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Памятник Святителю и чудотворцу Николаю. Памятный знак выполнен скульптором В.М. Клыковым и преподнесен автором в дар монастырю и городу. 22 мая 1998 года, в день Перенесения Святых мощей Святителя и чудотворца Николая, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Священноархимандрит Николо-Угрешского монастыря совершил освящение памятного знака.
http://nikola-ygodnik.narod.ru/Raznoe_070.html
Палестинская, или Иерусалимская стена Николо-Угрешского монастыря. Возведена вместе с Северной стеной в 1855–1866 гг. на пожертвования П.М. Александрова. При строительстве которой использовался проект Пимена Угрешского, эскизы академика Солнцева. Отлично сохранилась до наших дней, отреставрирована. Одна её часть – Палестинская стена – выложена из красного кирпича, другая возведена из белого камня, дополнена декоративными башнями. Палестинская стена – уникальное архитектурное сооружение, подобных в мире больше нет. Изображение этой стены находится на гербе города Дзержинский. Получила название «Палестинской» или «Иерусалисмской», поскольку представляет собой символическое изображение святого града Иерусалима в условных иконописных формах.
Николо-Угрешский монастырь. Утраченные храмы и часовни.
Мариинский храм. Храм во имя преподобной Марии Египетской был заложен 1 мая 1850 года. Строительство велось на средства благотворителей супругов Александровых. 16 сентября следующего года храм был освящен святителем Филаретом.
Храм Спаса Нерукотворного. Упоминание о храме в честь образа Спаса Нерукотворного, в котором за ветхостью нет службы, имеется под 1750 годом. Службы вновь объявленны прекращенными в 1757 году из-за опасности обрушения здания.
Духосошественский храм. Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов была освящена в монастырском училище в 1871 или 1873 году. Церковь имела деревянный крашеный иконостас с золочеными обводами, с иконами фряжеского письма без окладов. Вместо паникадила висела большая бронзовая люстра. При храме была колокольня с особым звоном колоколов.
Крестознаменская часовня. В 1868 году на частные вклады богомольцев на братском кладбище была построена деревянная часовня в честь Знамения Креста на Небеси. На потолке из разных сортов дерева было резное изображение Святого града Иерусалима.
https://drevo-info.ru/articles/16507.html
Храм во имя Собора Угрешских святых
В деле восстановления архитектурного ансамбля монастыря одной из важнейших задач явилось воссоздание разрушенного Никольского собора, который на протяжении многих веков был главным храмом Угрешской обители.
В ходе подготовительных работ, начавшихся в 2004 году, был найден фундамент Никольского собора, разобранного за ветхостью в 1930-е годы. При воссоздании храмового здания было решено сохранить найденный фундамент в подклете нового собора. В результате воссозданный Никольский собор оказался выше и несколько шире своего предшественника за счет того, что увеличенный подклет включил в себя найденный фундамент. Это в свое время подало мысль о создании нижнего храма в Никольском соборе, которого в прежние века не существовало.
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла новый храм был посвящен Собору Угрешских святых, т.е. тем святым, которые на протяжении истории существования обители подвизались в монастыре, а также оказали существенное влияние на жизнь обители. Малое освящение храма во имя Собора Угрешских святых состоялось 7 сентября 2012 года.
http://ugresha.org/putevodotel/temples
Приписные к монастырю храмы:
Больничный храм во имя великомученика Пантелеимона
Больничный храм существует с 1993 года, еженедельно в нем совершается Божественная Литургия, после которой священнослужители посещают стационар Дзержинской больницы, совершая над больными Таинства Исповеди и Причащения. Подготовку больных к Таинствам, организацию посещений больных проводят прихожане обители и приписных к ней храмов. Богослужебное послушание при больничном храме в течение уже пяти лет несет насельник Николо-Угрешского монастыря иеромонах Андроник (Гуревичев).
Храм во имя святителя Макария Московского
Храм во имя святителя Макария, митрополита Московского и Коломенского, стал первым приписным храмом к обители, построенным в городе. Малое освящение состоялось в 2003 году. В храме регулярно совершаются богослужения, послушание в храме несет иеромонах Сергий (Ясинский).
Храм во имя святого благоверного великого князя Димитрия Донского
9 октября 2005 года на центральной площади города состоялась закладка храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского. По окончании Божественной литургии в Николо-Угрешском монастыре собор духовенства во главе с епископом Люберецким Вениамином совершил крестный ход на площадь Дмитрия Донского к месту закладки нового храма, где и было совершено чинопоследование на основание храма. 31 октября 2006 года в строящемся храме во имя святого благоверного князя Димитрия Донского был совершен водосвятный молебен, после чего в храме стали регулярно совершаться богослужения.
Храм во имя Сошествия Святого Духа на апостолов
Храм на новом городском кладбище был освящен в память о домовом храме при народном училище Николо-Угрешского монастыря во имя Сошествия Святого Духа на апостолов. 28 октября 2006 года в строящемся храме было совершено первое богослужение – панихида. 20 августа 2008 года епископ Люберецкий Вениамин совершил великое освящение храма.
Храм во имя мученика Виктора в Котельниках Московской области.
Храм расположен в микрорайоне Белая дача. Закладку храма совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 31 мая 2009 года. 27 ноября 2010 года наместник монастыря игумен Варфоломей совершил малое освящение храма и Божественную Литургию по случаю престольного праздника храма.
http://ugresha.org/putevodotel/temples
Основание Николо-Угрешской обители связано с именем князя Дмитрия Донского и его знаменитым походом на Непрядву. Когда московская рать выдвинулась из Москвы, направляясь в Коломну, где был назначен сбор всех русских войск, первый привал был сделан как раз на месте нынешнего монастыря, примерно в двадцати верстах от тогдашней границы Москвы. Волновавшемуся перед предстоящим сражением князю во сне явилась икона Николая Чудотворца. Дмитрий Иоаннович истолковал это знамение как предвестие победы и, рассказав о нём приближённым, воскликнул: «Сия вся угреша сердце мое!» От согретого сердца князя и вся местность, как считается, получила чудное по нынешним языковым меркам название Угреша. Куликовская битва закончилась триумфом русских воинов и ознаименовала собой рождение русского духа, того самого, общенационального, не поделённого на искусственные образования типа «рязанских», «владимиро-суздальских», «тверских», «московских»… Князь возвращался из похода, не забыл место, где было ему чудесное знамение.
Годом основания Николо-Угрешского мужского монастыря считается 1381-й год. Впрочем, от тех давних времён никаких зримых архитектурных следов не сохранилось. Дело в том, что Николо-Угрешский монастырь был очень богатым (сказывалась и славная история основания, и близость дворцового села Остров) и мог позволить себе активно строиться и развиваться. Приезжавшие сюда на богомолье Василий III, Иван Грозный, Борис Годунов, первые Романовы делали щедрые пожертвования — монастырь даже называли в народе «царским». Яркой вехой его истории стало 11 июля 1668 года, когда обитель посетил государь Алексей Михайлович в сопровождении трёх Патриархов Иоасафа Московского, Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. Серьёзный удар по благосостоянию монастыря нанесла секуляризационная реформа Екатерины II — он лишился и земель, и практически всех насельников. К 1830-м годам братии оставалось всего шесть человек, и святую Угрешу могли вообще закрыть! Так, наверное, и произошло бы, если бы не отец Пимен (Мясников), прибывший сюда в качестве келейника вместе с новоназначенным настоятелем отцом Иларием, бывшим ризничим знаменитого Александро-Свирского монастыря. В 1853 году о. Пимен, ныне прославленный в лике преподобных, был возведён во игумены. В этот же день, 16 октября, в монастыре ввели общежительный устав. Эта дата явилась поворотной в истории монастыря. За четверть века настоятельства прп. Пимена обитель превратилась из захудалой в одну из самых красивых и организованных в хозяйственном отношении в Москве и близлежащих уездах. Что касается собственно монашеского делания, то общежительный устав, хотя и с большим трудом, привился в Николо-Угрешской обители и принёс добрые плоды.
В 1850-е годы в монастыре разворачивается грандиозное каменное строительство. Большинство построек нынешнего архитектурного ансамбля относится ко второй половине ХIХ века, лишь только колокольня — это 1758-1763 годы, хотя по ней этого не скажешь — и неспроста: в той же середине ХIХ века она была капитально перестроена. От более древних времён сохранился Никольский собор ХVI века, но то, что мы видим сейчас, — новодел, старый храм уничтожили в 1940 году. В 1890-е годы по проекту московского архитектора А. Каминского рядом был возведён огромный Спасо-Преображенский собор, ставший вторым по величине (после храма Христа Спасителя, разумеется) собором Московской губернии. К этому вреиени в обители насчитывалось 170 насельников, паломники шли сюда сотнями. Одной из уникальных достопрмечательностей, неизменно привлекавшей верующих, была и , по счастью, остаётся украшающая северную стену архитектурная панорама «Святой град Иерусалим», или «Палестинская стена». Вытянутая вдоль монастырской ограды декоративная краснокирпичная постройка условно (приближённо к иконописной традиции) имитирует строения и общий силуэт Иерусалима. Это не имеющее аналогов в России сооружение было создано в 1866 году по эскизам знаменитого академика Ф. Солнцева, руководителя монументального историко-художественного проекта «Древности Российского государства».
В ХХ веке для монастыря, как и для всей Русской Церкви, настали трудные времена. Его закрыли уже в 1920 году, в стенах обители размещались и детская исправительная колония ОГПУ, и спортивные и медицинские учреждения, к тому же в монастырских кельях проживали люди в коммуналках. Новая власть снесла четыре храма из одиннадцати (включая самый ценный Никольский собор, небольшой и никому не мешавший).
Попытки отреставрировать архитектурный ансамбль в 1970-е годы не увенчались успехом: фактически, дальше установки строительных лесов дело не пошло, а пожар 1977 года вообще «отбил охоту» у рестараторов заниматься Николо-Угрешским монастырём. Возрождение началось только после 1991 года, когда обитель вернули Церкви. И сейчас это — большой ставропигиальный монастырь, впечатляющий своим величием и красотой построек.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №133, 2015 г.
Николо-Угрешский монастырь, по преданию, основал князь Дмитрий Иванович (Донской). В августе 1380 года он с войском шёл на битву с монголо-татарскими захватчиками во главе с ханом Мамаем и остановился тут на отдых. Ночью ему явилась икона Николая Чудотворца — она висела сама собой в воздухе над одиноко стоящей сосной. Князь помолился и икона сошла к нему в руки. Дмитрий Иванович, который, конечно, переживал за исход битвы с Мамаем, увидел в этом доброе знамение, оно как бы «согрело» его душу. «Сия вся угреша сердце мое!» — воскликнул он на старорусском наречии и на обратном пути, возвращаясь с победой, основал на сем месте монастырь. Вот такое предание. Верить в него не обязательно, но знать надо. В городе всё отталкивается от этой легенды, и даже памятник поставили Дмитрию Донскому — вроде как основателю города. Хотя князь, помнится, шёл на Куликово поле по другой дороге, не через то место, где вскоре вознесётся святая обитель. Но если отвлечься от чудесного явления иконы, то историки полагают вероятным, что ещё до 1380 года здесь стояла деревянная Никольская часовня, и Дмитрий Донской, возвращаясь с Куликовской битвы, приказал похоронить возле неё останки боярина Бренка. Дело в том, что перед началом сражения, Дмитрий Иванович поменялся доспехами с Михаилом Андреевичем Бренком. Боярин бился в княжеских доспехах и был убит, а самого князя Дмитрия потом отыскали в груде тел, помятого, но живого. Получается, боярин погиб вместо Дмитрия, и, распорядившись похоронить его возле Никольской часовни, князь вполне мог основать тут монастырь.
Что же касается названия Угрешский, то есть версия, что монастырь назван по речке Угреше, на берегу которой и был основан. А вот почему речка называется Угреша — это вопрос к балтским и даже угро-финским племенам, которые населяли эти земли до прихода славян и оставили нам такие гидронимы, как Угра, Угриня, Угричка и т. д. В пользу этой версии говорит тот факт, что в старинных документах монастырь часто именуется «Никола, что на Угреше», и через территорию монастыря в самом деле протекает речка Угреша. Сегодня она забрана в трубы, на ней устроены пруды, один в самом монастыре, другой выше — в городском парке. Предание об основании монастыря Дмитрием Донским было записано неизвестно кем и когда. Оно хранилось в монастыре и впервые было документально оформлено в 1781 году в рапотре игумена Варнавы в ответ на указ консистории предоставить данные по истории монастыря. Вспомним, что незадолго до этого Екатерина II провела секуляризацию монастырских земель, т. е. лишила монастыри значительной части их доходов. Многие обители были упразднены, а те, что остались, разделены на 3 класса. Монастырь мог рассчитывать на дотации от государства в зависимости от класса, а класс зависел от древности монастыря, ниличия святынь, связи с монаршими особами и т. п. Так что у игумена был повод упомянуть об этом предании, пусть и не очень достоверном. Ещё бы — сам Дмитрий Донской основал монастырь, да по какому поводу!
Старейшее документальное свидетельство относится к 1479 году, когда в Московском кремле сгорело подворье Николо-Угрешского монастыря. А ведь это был ещё белокаменый кремль Дмитрия Донского и не каждый монастырь имел в нём своё подворье. В Смутное время в монастыре отметились почти все яркие фигуры: в 1602 году здесь жил Григорий Отрепьев — будущий Лжедмитрий I; в 1610 году останавливался с войском Лжедмитрий II, побывала Марина Мнишек — жена обоих Лжедмитриев поочерёдно; в 1611 году под Угрешей соединились войска Прокопия Ляпунова и казаки Ивана Заруцкого — первое ополчение шедшее освобождать Москву от поляков; в 1614 году сюда впервые прибыл молодой царь Михаил Романов. В ХVII веке монастырь неоднократно использовался как место ссылки. В 1662 году здесь держали участников Медного бунта, в 1666 году в местной темнице томились староверы протопоп Аввакум, да суздальский поп Никита Пустосвят. И уж совсем удивительно: в 1665 году в монастырь был сослан под надзором пристава известный иконописец Симон Ушаков. Он пробыл тут больше года. Неизвестно — в чём состояла его провинность, то ли в гравюре «Семь смертных грехов», где он изобразил слишком обнажённую натуру, то ли случайно, в кругу друзей сочувственно отозвался о старообрядцах. Пребывание его, видимо, не было очень тяжёлым, т. к. настоятель конечно же воспользовался талантом лучшего «царева изографа». Вплоть до революции в монастыре хранились несколько икон работы Ушакова, причём одну из них, «Алексия Человека Божия», он написал именно в 1665 году. Царь Алексей Михайлович часто приезжал сюда на богомолье. 11 июля 1668 года он прибыл в сопровождении аж трёх патриархов: Московского Иоасафа, Антиохийского Макария и Александрийского Паисия. Владыки приезжали тогда в Москву для суда над патриархом Никоном и низложения его.
В конце ХVIII века монастырь пришёл в упадок, возрождение началось во 2-й пол. ХIХ столетия во многм благодаря Пимену — крепкому хозяйственнику, сначала казначею, а впоследствии игумену монастыря. В 1850 — 70-е годы монастырь на Угреше был значительно перестроен и превратился в одну из самых цветущих подмосковных обителей. Так, была выстроена так называемая Палестинская (Иерусалимская) стена, единственная в своём роде. Это западный участок монастырской стены, построенный в 1866 году по эскизам художника Ф. Г. Солнцева. Стена изображает древний город с башенками, теремами и храмами, причём изображает так, как это делалось на древних русских иконах. Стена первой встречает путешественников, въезжающих со стороны Люберец. В то время был выстроен огромный Спасо-Преображенский собор. Его начали возводить в 1880 году к 500-летию Куликовской битвы, достроили в 1894 году по проекту московского архитектора А. С. Каминского. Древняя сосна, над которой Дмитрию Донскому явилась икона, росла недалеко от алтарных апсид собора. Она засохла в конце ХIХ столетия. На её месте всё тот же Каминский в 1893 году возвёл водосвятную часовенку в псевдо-русском стиле. Некоторое время в часовне хранился спил этой сосны. Рядом с исполинским собором приютился небольшой Никольский храм, выстроенный предположительно в 1614 году к приезду Михаила Романова в обитель. В 1940-м году он был снесён, в 2005 году на его месте выстроен новый, стилизованный под древнерусский храм. Ещё один монастырский ориентир — это «Угрешская свеча» — стройная монастырская колокольня, 2 нижних яруса построены в 1753 году архитектором Жеребцовым, 2 средних в 1860 году и 2 верхних сделаны в 2003 году взамен разрушенных в советское время. До революции высота колокольни составляла 79 метров, сегодня — 83 метра.
Пять веков простоял монастырь, но город вокруг монастырских стен так и не вырос, несмотря на цветущее состояние обители. Напротив — начало городу было положено в 1920-е годы, когда монастырь был закрыт, в его стенах поселилась трудкоммуна ОГПУ. Ликвидация детской беспризорности, порождённой Гражданской войной, была поручена Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому. В 1923 году в стране количество беспризорных достигало 7 млн человек. По инициативе «железного Феликса» при ОГПУ были созданы трудовые коммуны по перевоспитанию трудных подростков. Так что город вполне заслуженно носит имя главного чекиста. В 1918 году в монастырь к монахам подселили детскую колонию Наркомфина. В 1924 году тут открылся т. н. Красный Детский городок, т. е. детдом на 950 детей. Монастырские храмы стали закрываться один за другим. Последний был закрыт в 1926 году.
В 1927 году было решено создать здесь трудкоммуну №2 ОГПУ (к тому времени уже существовала трудкоммуна №1 в Болшево). 750 подростков перевезли сюда из детской колонии, располагавшейся в Саввино-Сторожевском монастыре, к ним добавились 150 старших мальчиков из Детского городка. К началу 1928 года переезд был закончен. Под жильё заняли братские корпуса и благоустроенные монастырские гостинницы (они назывались Рим, Париж, Лондон). На территории монастыря заработала сапожная, столярная и слесарная мастерские, в Спасо-Преображенском соборе сделали межэтажные перекрытия, пробили в стенах прямоугольные окна. Помещений не хватало, использовали даже пространство подкупольных барабанов. В соборе одновременно размещались фабрика-кухня, столовая, спортзал; алтарь приспособили под котельную. Под руководством вольнонаёмных мастеров коммунары осваивали рабочие профессии, мастерские оснащались передовым по тому времени оборудованием.
Уже в 1928 году было выпущено продукции на 220 тыс. рублей. Первые 2-3 года в трудкоммуну попадали в основном беспризорники, позднее принимались и молодые заключённые до 25 лет. С каждым годом, коммунаров становилось всё больше и больше, в связи с чем возводились новые корпуса, бараки. К 1932 году в коммуне действовали уже 4 завода: Спартак (выпускал инкубаторы, которые шли на экспорт), фибролитовый, электро- и радиозаводы. Коммунары построили к посёлку автомобильную дорогу, проложили ж/д ветку от станции Панки, причём это строительство нашло отражение в первом советском звуковом фильме «Путёвка в жизнь» (1931, реж. Экк). Была выстроена фабрика музыкальных инструментов, клуб, стадион, учебный комбинат. За 11 лет существования трудкоммуны в ней было воспитано 4,5 тыс. беспризорников и малолетних нарушителей. В 1938 году посёлок коммунаров был проеобразован в рабочий посёлок Дзержинский, в нём проживало уже более 10 000 человек.
Реставрацией памятников архитектуры бывшего Николо-Угрешского монастыря пытались заняться в 1970-е годы, но дальше, чем установления строительных лесов, дело не пошло. В декабре 1990 года обезображенные и осквернённые строения бывшей обители были переданы РПЦ.
Из книги-путеводителя: Марцев П. А. Ближняя Рязанка. — Москва, 2010