На противоположном от пристани Колхозник берегу Волги вдалеке виден силуэт небольшого стройного храма с колокольней. Это погост Никола на Плесне. Но сюда удобнее добраться по шоссе Ярославль — Рыбинск, доехав автобусом до станции Киндяки. На окраине современного поселка, в котором живут рабочие большого животноводческого комплекса, за оврагом, виднеются два здания. Одно из них — деревянная Никольская церковь, возведенная, как полагают, еще в XVI столетии, но сильно перестроенная в 1850-е годы.
Церковь Николы на Плесне — это один из немногих сохранившихся памятников деревянного зодчества, некогда многочисленных на ярославской земле. Первоначально это была небольшая церковь клетского типа, состоявшая из двух объемов: собственно храма и алтарного прируба. Колокольня стояла отдельно.
В середине XIX в. после ремонта облик церкви существенно изменился. Ее подняли на каменный фундамент и обшили тесом. Был пристроен западный притвор, исказивший первоначальные пропорции здания. Вместо двускатной крыши основной четверик был перекрыт массивным восьмериком с граненым барабаном и шаровидной главкой. Узкие волоковые окна были заложены, а вместо них прорублены новые, широкие. Северный и южный фасады были оформлены в духе позднего классицизма: над окнами появились треугольные фронтоны и полуциркульные арки с замковым камнем. В целом же Никольскую церковь явно стремились уподобить стоящей вблизи Благовещенской церкви, построенной по типу восьмерик на четверике в конце XVIII в. на средства прихожан.
Сейчас, когда тесовая обшивка во многих местах снята, вновь обнажились мощные бревна древнего сруба, открылись очертания заложенных окон, контуры небольшого киота на восточной грани алтарного прируба. Открылись и стали ясны скрытые прежде конструктивные приемы строителей XVI столетия. Венцы основного четверика соединялись в «обло» — с выступающими круглыми концами. При устройстве апсиды использовался другой тип соединения бревен, без остатка или, как тогда говорили, «в лапу».
Источник информации: Борисов Н.С., Марасинова Л.М. Памятники архитектуры в окрестностях Рыбинска
Время постройки и древняя история Никольской церкви сегодня нам неизвестны. Осматривая в 1747 году храмы епархии, архимандрит Ярославского Спасского монастыря Иосиф засвидетельствовал, что «церковь Николая Чудотворца, что на Плесне, деревянная, в ней всё исправно, на оной церкви глава же из-за ветра листы ободрались. Вторая церковь Благовещения Богородицы деревянная с приделом Иоанна Предтечи ветхая, престол и утварь не вынесены». В 1760-е годы вместо ветхой деревянной Благовещенской церкви будет выстроена каменная церковь в тоже наименование, а история деревянного Никольского храма продолжится в XIX веке, когда, по мнению старожилов, его возраст приблизится к 300-летнему юбилею.
В марте 1853 года на имя архиепископа Ярославского и Ростовского Евгения подается прошение от священно и церковнослужителей, церковного старосты и приходских людей села Никольского, что на Плесне Романово-Борисоглебского уезда. В нем они сообщают, что в их селе имеются две церкви, одна из них каменная Благовещения Пресвятой Богородицы с теплым приделом Иоанна Предтечи, а вторая деревянная холодная во имя Святителя Николая, построена, когда и кем неизвестно. Так же они сообщают, что эта церковь «за неимением каменного фундамента, в некоторых местах начала приходить в ветхость, между тем как теплый придел в каменной церкви по большому количеству приходских душ весьма тесен». По этой причине «желают» они «деревянный древний наш храм, возобновить согласно наставления господина архитектора, а именно: подвесть каменный фундамент под всё здание церкви, внутри коей полы и прочие ветхости поправить и оштукатурить, а снаружи обить прежним здоровым тесом, престолы утвердить на каменных фундаментах, так как той церкви дерево в здании нисколько невредимо». Предполагалось также, «каменную церковь обратить в одну тёплую и внутри и снаружи поправить, а придел Иоанна Предтечи перенести из неё в деревянную, с устройством в деревянной второго подобного придела во имя апостолов Петра и Павла «. На проведение всех предполагаемых работ архитектором был составлен проект и смета, согласно которой, за исключением стоимости кирпича, требовалась сумма 1586 рублей серебром. В наличии при церкви имелось 1233 рубля серебром, из которых 1000 рублей была приобретена церковным старостой за счёт добровольных приношений прихожан. Недостающую часть денег староста церкви брал обязательство «дополнить из своей собственности». Просимое было дозволено Высокоприосвященнейшим Евгением и деревянный Никольский храм «как довольно обширный и поместительный» разрешено возобновить.
Согласно утвержденного проекту и сметы под деревянный сруб церкви был подведен кирпичный цоколь на булыжном фундаменте толщиной в два с половиной кирпича и высотой над землёй 71 сантиметр. Древний деревянный храм «клецкого» типа был осовременен надстройкой над ним деревянного восьмерика, с устройством на южном и северном фасадах треугольных фронтонов и обивкой всех фасадов «кровельной доской». Внутри церкви стены и своды были оштукатурены по дранке известковым раствором с алебастром. Все работы были окончены в августе 1856 года, а 30 сентября этого года состоялось освящение главного Никольского престола, 1 октября — был освящен придел Иоанна Предтечи и 2 октября — придел апостолов Петра и Павла. Церковный староста и священнослужители церкви своим рапортом в Ярославскую духовную консисторию сообщили: «Во время построек по церкви нашей помещица прихода нашего титулярная советница Екатерина Иванова дочь, вдова Щербакова и бывший прихожанин наш, ныне рязанский купец Иван Иванов Овсяников, пожертвовали в церковь села нашего на предмет украшения по 1000 рублей серебром, всего 2000 рублей серебром».
Работы выполнялись подрядчиком крестьянином вотчины господина Мизина деревни Каченяткино плотником Иоассоном Кондратьевым.
Сохранилось описание интерьеров Никольской церкви до её перестройки 1853-1856 годов. Она имела трехъярусный иконостас, местами украшенный позолоченной резьбой и резные позолоченные царские врата с традиционнымм изображениями. Над ними была устроена резная позолоченная сень, в которой помещалось изображение Бога Саваофа, а по сторонам его два образа с изображениями Тайной Вечери.
С правой стороны царских врат находился образ Спасителя, украшенный серебряными позолоченной цатой и венцом. В венце были вставлены 4 камня, а в цате три камня, оправленные серебряной оправой. Рядом была помещена Толгская икона Божией Матери, украшенная медными цатой и венцом, и к которым были подвешены два креста серебряные и один крест яшмовый в серебряной оправе. Далее находились южные двери иконостаса с изображением ангела. Рядом с ними был помещен храмовый образ святителя Николая Чудотворца «с чудесами его», украшенный серебряными венцом и короной. Здесь же, по сторонам образа были написаны Спаситель и Божия Матерь в серебряных венцах. Рядом, на повороте местного ряда, по южной стене находился образ Святой Живоначальной Троицы.
С левой стороны царских врат была помещена Казанская икона Божией Матери, украшенная серебряным венцом чеканной работы. Рядом с ними находился ещё один образ Божией Матери «Казанская», небольшого размера в серебряной позолоченной ризе, с таковыми же полями и цатой. На этом образе возглавие было вынизано натуральным жемчугом среднего размера и снизу образа помещались шесть камешков, между которыми было пронизано мелким жемчугом в количестве 27 штук. Далее, в местном ряде иконостаса были устроены северные двери с изображением архидиакона Стефана. Рядом с ними, на повороте иконостаса на северной стене находился образ Спасителя с предстоящими священномучениками Власием и Модестом, украшенный серебряными венцами с позолотой и серебряным окладом.
Второй ярус иконостаса состоял из деисусного чина, в центре которого находился Спаситель, сидящий на престоле, а по сторонам от него Божия Матерь и Иоанн Предтеча с «ликом апостольским». Третий ярус состоял из икон двунадесятных праздников, составлявших праздничный ряд иконостаса.
По сторонам деревянной солеи были поставлены два тесовых клироса. У левого клироса в резном позолоченном киоте находился образ Воскресения Христова «со страстями», украшенный серебряными чеканными позолоченными венцами и двумя ризами.
В трапезной части храма, на левой стороне, в резном выкрашенном киоте был помещен образ пророка Илии. В паперти над входом в храм находился образ Божией Матери в киоте. С западной стороны при входе в паперть и с северной стороны, при входе в храм были устроены крыльца покрытые тесом.
Таким был интерьер Никольской церкви в первой половине XIX века. При перестройке церкви в 1853-1856 годах главный иконостас был переделан, а по его сторонам были установлены ещё два иконостаса приделов Иоанна Предтечи и апостолов Петра и Павла. Все работы по их установке, написанию икон были выполнены подрядчиком рыбинским мещанином живописцем Григорием Ивановичем Рогозиным, а позолочены они были госпожи Кожиной дворовым человеком Михаилом Федоровичем Козловым. О том, как выглядели эти иконостасы, как располагались в них иконы, сегодня неизвестно, до наших дней не сохранилось более поздних описей имущества церкви.
По материалам книги: Михайлов А.В. «Церкви Рыбинского уезда». — Рыбинск, 2016
В советское время церкви села Никольского на Плесне были взяты в пользование религиозной общиной, состоявшей из жителей окрестных деревень. Государством были национализированы банковские капиталы церкви и причта, церковные земли и дома. В 1929 году, в соответствии с новым законодательством, запрещавшим одной религиозной общине иметь в своем пользовании более одного культового здания, в ведении верующих остался зимний каменный Благовещенский храм, а летняя Никольская деревянная церковь перешла в распоряжение местной власти. Примерно в это же время с церковной колокольни были изъяты и переданы на нужды государства семь церковных колоколов общим весом 2,932 тонны.
Не использовавшийся по назначению древний деревянный храм в 1970-е годы уже значительно обветшал и в последующие годы началось его быстрое разрушение. Каменный Благовещенский храм выстоял все годы безбожного лихолетия и богослужения здесь никогда не прерывались. Небольшой по численности сельской общине удавалось поддерживать состояние Благовещенской церкви в исправном состоянии, но вот следить за состоянием Никольской церкви, находившейся в ведении государства как памятник архитектуры местного значения, она не могла.
В начале XXI века Никольская церковь превратилась в груду бревен и в целях безопасности она была окончательно разобрана, а на месте святого престола, по обычаю, был установлен поклонный крест.
По материалам книги: Михайлов А.В. Церкви Рыбинского уезда. — Рыбинск, 2016.