«ОРАНИЕНБАУМ»
«ДВОРЕЦ ПЕТРА III»
Императора Петра III представляли исключительно в отрицательном и карикатурном свете. Для этого была веская причина — оправдание дворцового переворота с убийством царя. В наши дни появляется достаточно много исторических исследований, старающихся дать беспристрастную оценку личности Государя. Сохранившимся свидетелем жизни и недолгого царствования Императора Петра III является его дворец в Ораниенбауме.
Внук Петра I — герцог Карл Пётр Ульрих Гольштейн-Готторпский был привезён в Россию в 1742 году в возрасте тринадцати лет по приказанию его родной тёти Императрицы Елизаветы Петровны. Российской Империи нужен был наследник престола, законных детей у Государыни не было, а племянник являлся самым близким родственником. Жизнь была достаточно жестока к молодому герцогу. Его мать — цесаревна Анна Петровна умерла от пневмонии, когда ребёнку не было и года. Отец скончался, когда мальчику только исполнилось одиннадцать лет. Юного герцога взял на воспитание двоюродный дядя по отцовской линии — епископ Адольф Эйтинский (впоследствии — король Швеции Адольф Фредрик), который относился к нему жестоко, ребёнка секли розгами за любую провинность, ставили на горох, отчего колени распухали, закрывали в комнате, оставляя только небольшую полоску света вверху окна, проникающую через закрытые ставни. Его воспитатели О. Ф. Брюммер и Ф. В. Берхгольц не слишком утруждали себя обучением юного герцога, хотя и поехали вместе с ним в Россию. Елизавета Петровна с добротой и жалостью встретила худого, бледного и совершенно необразованного племянника, которому предстояло стать русским царём.
В 1773 году Императрица пожаловала Ораниенбаум, в качестве летней резиденции, бывшему голштинскому герцогу, в православии Великому князю Петру Фёдоровичу. Он сразу начал активно заниматься её благоустройством. И хотя основным дворцом Великого князя был Большой (Меншиковский), но с 1758 по 1762 годы архитектор Антонио Ринальди строит неподалёку миниатюрный домик, который войдёт в историю под громким названием дворец Петра III, но был лишь составной частью ансамбля «потешной» крепости Петерштадт.
Устройство «потешных» крепостей не было каким-то нововведением. Такие были и у Петра I (Пресбург в Преображенском селе), у Петра II была небольшая «потешная» крепость неподалёку от Большого дворца в Петергофе. Их целью было научить наследников престола тактике ведения боя.
Для Петра Фёдоровича строят сразу две крепости. Первая была возведена в 1746 году и называлась Екатеринбург, в честь молодой жены наследника. В 1745 году Великого Князя женили на троюродной сестре Софии Фредерике Августе Ангальт-Цербстской из родовитой, но бедной семьи, ставшей впоследствии Императрицей Екатериной Великой. Крепость состояла из четырёх насыпных валов и рва.
Напротив, в 1756-1757 годах, по распоряжению Великого князя сооружается ещё одна крепость — Святого Петра, включавшая: пять бастионов, арсенал с Арсенальным двором, дом коменданта, которым был сам Великий князь, дом камергера и трактир. До наших дней от неё сохранились только Почётные ворота (архитектор А.Ринальди), на флюгере которых можно увидеть год окончания строительства «1757», а помещение над аркой (такой своеобразный бальведер) служил для наблюдения за условным неприятелем.
Так как Наследника обучали не только тактике ведения сухопутного, но и морского боя, то на Нижнем пруду устроили ещё и «потешный» флот, в состав которого входили четыре корабля: фрегат «Святой Андрей», двадцатипушечный корабль «Ораниенбаум» и две галеры «Екатерина» и «Елизавета», представлявшие собой уменьшенные копии настоящих кораблей.
К моменту окончания постройки крепости взаимоотношения Великого князя Петра Фёдоровича и Великой княгини Екатерины Алексеевны настолько ухудшились, что Екатеринбург выполнял роль условного противника в «потешных» баталиях. Обьектом обстрела становилась галера «Екатерина».
В мае 1759 года, решив что крепость Святого Петра слишком маленькая по размерам, Пётр Фёдорович приказывает её перестроить, увеличив площадь и переименовав в Петерштадт. Новая «потешная» крепость была достаточно сложным военным сооружением, обустроенная по всем фортификационным правилам того времени. Она имела форму четырнадцатиконечной звёзды, пять бастионов, вооруженных двенадцатью пушками, окружена высокими земляными валами и рвом, который был наполнен водой. От предыдущей крепости были сохранены Почётные ворота, которые теперь располагались внутри, и служили въездом в центр крепости, на территорию плаца, вокруг которого были построены: арсенал, комендантский дом, гауптвахта, цейхгауз. Вся крепость включала семнадцать одноэтажных построек, среди которых была даже кирха для солдат-голштинцев.
Помимо построек внутри крепости существовали также здания и за её территорией, органично вписавшиеся в ансамбль Петерштадта. Речь, в первую очередь, идет об увеселительном садике в долине реки Карости. Устроен он был по принципу итальянских садов-террас. В этом небольшом регулярном саду имелось несколько строений — двухэтажный павильон Эрмитаж, Менажерия (Зверинец), в центре которой находился фонтан, миниатюрная Соловьёва беседка и, выше по течению Карости — Китайский домик с расположенным неподалеку живописным фонтаном. В 1760 году началось строительство водного каскада на восточном берегу реки — он располагался прямо напротив увеселительного сада. Каскад был богато украшен 15-ю маскаронами и двумя свинцовыми статуями драконов. К сожалению, сам сад до наших дней так же, как и крепость Петерштадт, не сохранились. Однако фигуры драконов с каскада в настоящее время находятся в фондах хранения ГМЗ «Петергоф», а единственный уцелевший предмет мебели из зданий увеселительного сада — в экспозиции музея «Дворец Петра III» — это уникальное Белое бюро-кабинет из павильона Эрмитаж.
Дворец Петра III — единственное двухэтажное здание, замыкал композицию крепости Петерштадт, в документах того времени именовавшийся как «каменный дом». Дворец является одной из первых самостоятельных работ архитектора Антонио Ринальди в России. Построен он в стиле рококо, развитие которого в Нашей стране не получило широкого распространения из-за любви Императрицы Екатерины II к классицизму. Изначально дом не предназначался для жилья. Это был скорее павильон для отдыха.
Дворец — небольшое, почти кубической формы двухэтажное здание, увенчанное балюстрадой. В плане имеет форму квадрата, один из углов которого срезан по плавной дуге. Именно эта часть здания — плавный переход от одной стороны здания к другой — и играет роль главного фасада, благодаря чему дворец обозревается сразу с трех сторон. Этот прием придает неповторимое своеобразие облику дворца. Миниатюрное здание воспринимается как бы в развороте, визуально кажется массивнее, значительнее.
Первый этаж — имел служебный характер. Он трактуется как опора второго, парадного этажа и покоится на невысоком цоколе, прорезанном окнами, рустован сплошными горизонтальными полосами, что визуально делает его как бы ниже, приземленнее.
Второй этаж решен параднее и производит впечатление большей легкости. В нём преобладают вертикали. Окна, расположенные соответственно окнам первого этажа, по существу являются застекленными дверями. В своей нижней части они защищены кованными решетками с тонким орнаментом.
На парадном втором этаже находятся шесть помещений: приёмная, буфетная, картинный зал, служивший приёмной и столовой, кабинет, опочивальня, будуар, из которого по винтовой лестнице можно спуститься к заднему выходу, минуя парадный. Кроме того, небольшая комната для хранения формы и флагов с выходом на балкончик над входом. Ринальди были даны чёткие указания, чтобы дом был уютным, но, в тоже время, соответствовал дворцовому этикету. Поэтому несмотря на небольшую площадь, каждая комната имела подлинно дворцовый характер.
При жизни Петра III внутренняя отделка была не до конца завершена (в Передней не успели закрепить плафон на потолке, а шпалерная развеска Картинного зала была закончена всего за 5 дней до переворота (28 июня 1762 года).
Из воспоминаний участников переворота общеизвестно, что Пётр III был ограниченный самодур, ненавидевший Россию, «холуй Фридриха», алкоголик и чуть ли не умственно отсталый, всё время проводивший либо играя в игрушечных солдатиков, либо любуясь как маршируют его голштинцы на потешном плацу. В то же время положительную оценку его недолгому правлению оставили в своих записках В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин.
Н.М. Карамзин писал:
«Обманутая Европа все это время; судила об этом государе со слов его смертельных врагов или их подлых сторонников. Строгий суд истории, без сомнения, его упрекнет во многих ошибках, но та, которая его погубила, звалась — слабость».
Пётр III любил музыку, прекрасно играл на скрипке, коллекционировал живопись (по его указу в Ораниенбауме был создан Картинный дом). Любил театр, собрал прекрасную библиотеку.
Став Императором, он начал очень энергично работать, видимо стараясь подражать своему великому деду. За 186 дней своего правления Пётр III: объявил свободу вероисповедания; прекратил преследования старообрядцев; освободил монастырских крестьян от крепостной зависимости, которые стали государственными и облагались годовым оброком в один рубль; издал «Манифест о вольности дворянства», согласно которому дворянство освобождалось от обязательной военной службы, целью манифеста было «подтолкнуть» дворянское сословие как единственных землевладельцев обустраивать свои имения, кроме того они получили право беспрепятственного выезда из страны. Он упразднил розыскную тайную канцелярию, которая могла только по одному анонимному доносу подвергнуть пыткам и вынести приговор, теперь же каждый донос должен был рассматриваться в судебном порядке. Петр не успел реализовать указ о создании государственного банка и бумажных ассигнаций. Большинство его приказов были, по сути, направлены на ослабление государственного контроля над личной жизнью людей.
Основной виной Петра III считают его любовь к королю Фридриху, с которым Россия воевала, заключение мирного договора с Пруссией, намерение вместе с Германией воевать против Дании за право обладания Шлезвигом и вывести армию из Восточной Пруссии, отсутствие политической программы, спонтанность и непредсказуемость решений, стремление перестроить Россию по прусскому образцу, маниакальное увлечение военным делом. Сложно предсказать как действовал бы Пётр III, если бы правил дольше, но и забывать положительное в его недолгом царствовании тоже нельзя.
23 июня 1762 года Император присутствовал при торжественном освящении лютеранской церкви в крепости.
24 июня обедал с пятнадцатью приближенными так же в Петерштадте. 28 июня вопреки совету Миниха ехать в Ревель попытался высадиться в Кронштадте уже присягнувшем Екатерине, поэтому вернулся в Ораниенбаум в три часа ночи. Осознав бесполезность сопротивления, распустил гарнизон по квартирам, а утром 29 июля был отвезён в Петергоф, где подписал отречение от престола. Его войска в Ораниенбауме разоружили и заперлив крепости Петерштадт. Пётра III отвезли в Ропшу, где убили 6 или 7 июля 1762 года.
После воцарения Екатерины II она первые 10 лет возила в Петерштадт гостей, демонстрируя никчёмность, как ей казалось, интересов Петра Третьего. При этом мебель и живопись были распределены по другим дворцам Ораниенбаума, многое вывезли в Санкт-Петербург.
Незначительные ремонтные работы проводились в 1786 году и, судя по описи 1792 года, состояние дворца было в то время удовлетворительным. К концу царствования Екатерины здание сохраняло свой первоначальный архитектурный облик. Однако на сегодняшний день комнаты второго этажа имеют лишь частичную отделку XVIII века, что объясняется столетним периодом забвения: Ораниенбаум менял хозяев, дворец не реставрировался и медленно разрушался.
В 1780 году после того как Ораниенбаум стал уездным городом во дворце разместили уездное казначейство, а зимой на парадной лестнице даже держали скот.
В 1792-1796 годы дворец принадлежал Морскому ведомству.
А в 1798 году Великий князь Александр Павлович распорядился продать обывателям все обветшавшие деревянные постройки крепости.
В начале XIX века сносятся одноэтажные деревянные строения крепости. От неё остаются лишь земляные укрепления, Почетные ворота и дворец.
Архимандрит Леонид Кавелин передал свои впечатления о посещении заброшенного дворца в «Очерках Ораниенбаума», опубликованных в журнале «Иллюстрация» в 1845 году:
«…Но вот щёлкнул ключ, заскрипели ржавые двери; на вас повеяло могильной сыростью; увлекаемые любопытством, вы хотите войти в одну из боковых комнат, но услужливый чичероне (служитель) останавливает вас словами: «Нельзя, ваше высокородие, опасно, чего доброго обвалится потолок». По улиткообразной лестнице инвалид ведёт вас на второй этаж. Следы былых украшений сохранились только на дверях и на потолке; да в одной из проходных комнат стена покрыта выпуклой посеребрённою резьбой».
Трудно сказать, в каком виде дворец Петра III сохранился бы до нашего времени (и сохранился ли вообще!), если бы в начале 1870-х годов по инициативе владевшей тогда Ораниенбаумом Великой княгини Елены Павловны здесь не начались восстановительные работы. К этому времени в помещениях первого и второго этажей не было ни полов, ни дверей, ни оконных рам. «Потолочные» балки требовали пересмотра и замены негодных, лепные потолки нуждались в возобновлении «как ненадежные». От прежних времен сохранились «попорченные» мраморные бюсты в нишах по сторонам главного входа да тринадцать железных «фигурчатых» решеток у окон и дверей.
Поэтапное возрождение дворца — от противоаварийных мер до работ по возобновлению утраченной художественной отделки — проходило под руководством архитекторов Георга-Генриха (Егора Андреевича) Прейса и его сына Константина, с привлечением известных в столице мастеров и подрядчиков. Ремонт, потребовавший огромных средств, с небольшим перерывом длился больше полутора десятилетий, до 1888 года. В «биографии» дворца Петра III эта страница является второй по значимости, вслед за историей его создания.
Одной из сложнейших задач, решенных в 1870–1880-х годах, было возрождение оригинальных лепных композиций, созданных по рисункам Антонио Ринальди для декорации плафонов и каминов в помещениях второго этажа.
Не меньше усилий и таланта потребовалось при воссоздании резных дверей и панелей с росписями «в китайском вкусе». Как и лепные композиции, они были скопированы с уцелевших образцов первоначального убранства дворца. Однако несколько поколений исследователей и музейных сотрудников были искренне убеждены в том, что лаковые росписи во дворце Петра III — наименее пострадавшая и без искажений дошедшая до нас часть художественной отделки XVIII века.
Для оформления стен в трех помещениях дворца в 1880-х годах были написаны большие панно и десюдепорты на холсте. Эту работу выполнил начинающий немецкий художник Ганс Шмидт, обучавшийся тогда в Великогерцогской школе искусств в Веймаре.
Под началом архитектора Г. А. Прейса заменяется паркетный пол, снимается ветхий штоф и шелк со стен, а сам дворец становится охотничьим домиком. Остаткам крепости придается вид романтических руин.
Последние хозяева Ораниенбаума — герцоги Мекленбург-Стрелицкие — старались поддерживать дворец в пригодном для жизни состоянии. При них выполнено несколько ремонтов, о чём свидетельствуют сохранившиеся счета, однако серьёзных изменений и реставрационных работ больше не проводилось.
В 1918 году дворец вместе со всеми ораниенбаумскими постройками был национализирован и в 1929-м управлением Петергофских дворцов-музеев передан в арендное пользование ораниенбаумскому Лесному техникуму, а позднее, в 1935 году — ораниенбаумскому Совету физкультуры. Сохранившийся акт осмотра дворца от 10 июня 1939 года зафиксировал многочисленные повреждения: неисправность крыши, осыпи штукатурки, загрязнения паркетных полов и утраты резного декора. В результате Управление культурно-просветительных учреждений Ленгорсовета поставило вопрос о полном восстановлении здания как ценнейшего историко-архитектурного памятника, и все организации были из него выселены.
В годы Великой Отечественной войны дворец Петра Третьего почти не пострадал. Единственный раз снаряд пробил крышу и перекрытия, разрушив камин в Спальне. В остальных помещениях отделка XVIII и XIX веков сохранилась в целости.
В 1952 году начались значительные реставрационные работы. Была обновлена кровля и выполнена окраска фасада в жёлтый цвет, ремонт печей первого этажа, под деревянным настилом обнаружен исторический мозаичный пол, выполненный в технике тераццо, то есть бетонной заливки с включением разноцветных осколков мрамора или мраморной крошки. В интерьерах второго этажа выполнена расчистка всего лепного убранства потолков и каминов. Утраченные элементы лепки воссоздавались по довоенным фотографиям. Резные деревянные панели, украшавшие стены и оконные откосы, в местах утрат были восстановлены и отреставрированы.
В 1953 году во дворце открылся Музей декоративно-прикладного искусства Китайской Народной Республики.
Последние серьёзные реставрационные работы относятся к 1960–1962 годам, когда по проекту архитектора М. М. Плотникова была воссоздана шпалерная развеска в Картинном зале.
Реставрация 2016–2017 годов — новая страница в истории дворца. За два с половиной года была произведена комплексная реставрация, создана обновлённая экспозиция, отреставрированы все музейные предметы. Дворцу Петра III максимально возвращен первоначальный вид.