ДВОРЕЦ НАРЫШКИНЫХ, ШУВАЛОВЫХ. МУЗЕЙ ФАБЕРЖЕ. 2. НАРЫШКИНЫ

«ДВОРЕЦ НАРЫШКИНЫХ, ШУВАЛОВЫХ. МУЗЕЙ ФАБЕРЖЕ»
2. НАРЫШКИНЫ.
Представитель одного из самых знатных родов Российской Империи Дмитрий Львович Нарышкин (1764-1838) по воспоминанием Ф. Ф. Вигиля «принадлежал к небольшому остатку придворных вельмож старого времени, со всеми был непринужденно учтив, благороден сердцем и манерами, но сластолюбив, роскошен, расточителен, при уме и характере не весьма твердом».
У него был роговой оркестр, которым он очень гордился. Это утраченный ныне вид искусства. Когда каждый инструмент оркестра издавал только один звук. Рассказывают, что как-то два крепостных музыканта, отвечая кто они такие говорили: «Я нарышкинский Ц(С) (нота — до)» или «Я нарышкинский Фис (нота — фа-диез)».
В 1795 году Дмитрий Львович женился на польской княжне Марии Антоновне Святополк-Четвертинской (1779-1854), отца которой Антония Святополк-Четвертинского, сторонника сближения Речи Посполитой с Россией, линчевала варшавская толпа в разгар восстания Костюшко. Екатерина II велела вывезти его вдову и дочерей от первого брака в Петербург и взяла на себя устройство их будущего. В 15 лет Мария стала фрейлиной, а в 16 лет её выдали замуж за 31-летнего Нарышкина. Отличавшаяся миловидной красотой княжна с детства привлекала внимание Великого князя Александра Павловича (будущего Императора Александра I). В браке с Нарышкиным у Марии Антоновны родилось шестеро детей и лишь старшую дочь Дмитрий Львович признавал своей, остальные дети были Александра I. Под вопросом лишь наследник всего нарышкинского состояния Эммануил Дмитриевич, по слухам родившийся от увлечения Марии Антоновны князем Григорием Ивановичем Гагариным (1782-1837). Нарышкин смотрел на связь жены хладнокровно, сам имел внебрачную дочь и будучи очень состоятельным человеком принимал крупные денежные подарки Императора. Во многом благодаря таким неограниченным средствам была осуществлена перестройка дворца, предполагают архитектором Карлом Росси.
На сумму, подаренную Александром I, Нарышкины в 1821–1822 годах купили и перестроили соседний дом купца Мясникова, угловой на Итальянскую улицу. Пристроели флигель, в котором расположился белоколонный бальный зал с живописным плафоном. Во дворце Нарышкин разместил своё уникальное собрание живописи и скульптуры — «музеум».
Балы и приёмы отличались своей широтой и великолепием. Особенными их делало, конечно, присутствие Императора. В гости приглашали не только придворное дворянство (аристократию), но и знаменитостей того времени — А. Пушкина, кн. П. Вяземского, И. Крылова, Н. Карамзина, К. Брюллова.
29 апреля 1834 года в день совершеннолетия наследника престола Цесаревича Александра Николаевича (будущего императора Александра II) Нарышкиными был дан знаменитый бал. Специально к этим торжествам, чтобы разместить чуть менее, чем полутора тысяч гостей, на месте внутреннего двора А.П. Брюлловым был возведен временный деревянный павильон и прорублены проходы в соседний дом Абазы. Этот период считается самым блестящим за всё существование дворца.
После смерти Дмитрия Львовича Нарышкина в 1838 году владельцем дворца стал Эммануил Дмитриевич Нарышкин (1813-1902), кто его отец неизвестно, но мать точно Мария Антоновна, который сразу был вынужден продать его своему двоюродному брату генерал-адъютанту Льву Александрович Нарышкину (1785-1846). Из-за непомерных трат Дмитрия Львовича на свою коллекцию, он оставил крайне финансово расстроенное наследство.
Здесь, как сказали бы сейчас, «санта-барбара продолжилась». Лев Александрович был без памяти влюблён в свою тётушку Марию Антоновну, большую часть времени проводил в её дворце на Фонтанке у её ног (в прямом и переносном смысле слова), поэтому когда его кузен граф Михаил Семёнович Воронцов сосватал ему в 1824 году свою любовницу и подругу жены графиню Ольгу Станиславовну Потоцкую, ничего против не имел, тем более что Воронцов оплачивал все его карточные долги. У них в 1829 году родилась дочь Софья, которая говорили была дочерью Воронцова.
Перестройкой дворца Лев Александрович и Ольга Станиславовна занялись в 1844 году, намереваясь сделать его свадебным подарком Софье Львовне, выходившей замуж за графа Петра Павловича Шувалова. Были наняты архитекторы Николай Ефимович Ефимов и Бернар де Симон, которые объединили два фасада в один в стиле неоренессанса, украсив его лепным фризом. Сквозной проезд с Фонтанки сменил Парадный вестибюль с мраморной лестницей и колоннадой на втором этаже в стиле эклектики.
Среди парадных помещений дворца, отделанных Симоном, наиболее интересны Золотая, Синяя и Красная гостиные.
В Золотой гостиной шатровый потолок украшен орнаментальной лепкой, дверные и оконные обрамления устроены из деревянных витых колонн.
Роскошно выглядит Колонный зал, декорированный мраморными коринфскими колоннами и скульптурными панно, изображающими сцены Троянской войны. Монохромная роспись плафона выполненым Дж.Б. Скотти, заполнена тонким кружевным золочёным лепным узором, растительным рисунком. В тимпаны на торцах сводов вмонтированы полотна испанских живописцев.
Центральная Синяя гостиная, обитая лионским шёлком, соединяет в отделке черты ренессанской архитектуры с пышным барокко. Для подобных больших салонов характерна трёхчастная планировка, помогавшая создать интимные «уголки». Пространство стены делится на три яруса: внизу невысокая белая с позолотой панель, выше — на фоне синего с растительным узором штофа висели семейные портреты. На верхнем ярусе пышная отделка лепниной: на фоне тонкой золочёной чешуйчатой сетки помещены скульптурные группы. В этой гостиной царит «чрезмерность»: живопись затемнена позолотой, на лепных канделябрах восседают путти, огромный барочный мраморный камин украшают завитки аканта и путти.
В отделке расположенной за салоном Золотой гостиной, служившей Шуваловым парадной столовой, Б. Симон создал на фоне архитектурной композиции оригинальный декоративный ансамбль. Шатровый свод и широкий верхний ярус стены украшены тонкой вызолоченной декоративной лепкой со встроенными геральдическими фигурами. Свод поддерживают парные золочёные арки-консоли с фигурами шагающих львов. Полированные панели тёмного ореха, порталы, наличники и поставец обильно украшены витыми колонками, разорванными фронтонами, золочёным орнаментом, барельефными медальонами и статуэтками.
Во втором этаже дворового флигеля отделали личные комнаты хозяйки, выполненные в формах раннего классицизма.
Так началась шуваловская эпоха дворца.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?