«ДВОРЕЦ НАРЫШКИНЫХ, ШУВАЛОВЫХ. МУЗЕЙ ФАБЕРЖЕ»
1. НАЧАЛО.
Рассказывать о дворце, который сейчас официально называется музеем Фаберже и кратко не упомянуть о его законных владельцах невозможно. Хотя кратко не получится, потому что хозяйки были дамами с настолько яркой личной жизнью, что стали частью истории России.
А всё начиналось достаточно банально. Правая или нечетная сторона реки Фонтанки долгое время была незастроена. Точнее до времени правления Екатерины II. Как сейчас не странно, но с этой крайне болотистой местности начинался въезд в город. Поэтому Императрица в 1763 году дала указание руководителю архитектурной части Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга Алексею Васильевичу Квасову привести всё в надлежащий вид. В результате появился проект гранитных набережных, спусков к реке, пристаней, а здания должны были представлять собой как бы единый фасад для въезжающих в город.
В 1781 году участок на углу Фонтанки и нынешней Итальянской улицы приобрёл из казны бывший камердинер Чернов, который обязался не только возвести каменное строение, но и обустроить тротуар. Из этой затеи ничего не вышло, потому что участок в 1787 году был возвращён в казну.
Около 1790 года земля была вновь выкуплена на этот раз графом Илларионом Ивановичем Воронцовым (1760-1790), который намеревался построить там особняк для себя и молодой жены графини Ирины Ивановны Воронцовой, урожденной Измайловой (1768-1848), ожидающей ребёнка (в будущем первого графа Воронцова-Дашкова). Строительство только началось, когда Илларион Иванович скоропостижно скончался, оставив 22-летнюю беременную вдову. Сын — Иван Илларионович родился болезненным, поэтому графиня Воронцова сразу уехала за границу, сначала во Францию, потом в Италию. Дворец продолжали строить в её отсутствие. К 1799 году это было двухэтажное каменное строение с коринфским портиком и треугольным фронтоном. Нижний этаж был оформлен дощатым рустом, верхний карниз и фронтон — сухариками. Фасад был восьмиколонным. Окна арочные, декорированы замковыми камнями, украшенными львиными масками. Имя архитектора неизвестно. Предполагают авторство Джакомо Кваренги или Николая Александровича Львова. Графиня, вернувшись в Россию, на Фонтанке жить не стала, продав дом в 1799 году вельможе Дмитрию Львовичу Нарышкину (1764-1838). С этого момента начинается нарышкинская эпоха дворца.