Дворец на Воробьевых горах в Москве #набат_утраченного
Воробьёвы горы получили своё название по располагавшемуся здесь селу, которое являлось центром местности и находилось на высоком правом берегу Москвы-реки. Примерно в пятистах метрах западнее от пересечения современных улицы Косыгина и проспекта Вернадского здесь располагался большой дворец.
После приобретения Воробьёва Софьей Витовтовной село на протяжении нескольких столетий оставалось в собственности великих князей Московских, затем — русских царей, а впоследствии — и российских императоров. Здесь перестраивается древняя деревянная церковь, и строится загородный деревянный дворец. В усадьбу, огороженную высокими заборами, вели большие пёстро расписанные ворота. Сами хоромы представляли собой обширную постройку, крытую тёсом, с многочисленными башенками; переходы окружали перила из точёных балясин, многочисленные окна имели стеклянные и слюдяные оконницы, вставленные в резные косяки. Внутри здания находились изразцовые печи.
В дальнейшем с начала XVI века Воробьёво становится самым любимым местом пребывания великого князя Василия III. При нём расширяется и перестраивается деревянный загородный дворец, для украшения которого великий князь прилагал большие усилия. Здесь же и умирает великий князь. Позже, во время пожара Москвы 21 июня 1547 года царь Иван IV Грозный вместе с домочадцами и боярами укрылся в селе Воробьёве. В связи с тем, что село Воробьёво очень часто в средние века захватывалось внезапно появляющимися под Москвой татарами, Воробьёвский дворец неминуемо как великокняжеская и царская резиденция подвергался «разграблению, огню и мечу». Поэтому дворец вскоре после очередного татарского набега приходилось отстраивать вновь. Таким образом, в Воробьёве в средние века существовало несколько сменявших друг друга дворцов.
Со временем Воробьёвский дворец уже давно нуждался в очередной перестройке. Известно, что царь Алексей Михайлович, также как и его предшественники, любил бывать на Воробьёвых горах: он ходил отсюда на молебен в патриаршее село Троицкое-Голенищево и поэтому решил сделать первый этаж дворца кирпичным. В предпоследний раз дворец капитально перестраивался как раз в XVII веке. Воробьёвский дворец, согласно модным архитектурным веяниям того времени, был построен в стиле так называемого «московского барокко». Строительство дворца велось несколько лет и было завершено к 1690 году, когда на престоле был уже сын Алексея Михайловича Пётр I. Здесь же на Воробьёвых горах родилась и ещё одна любимая петровская потеха — стрельба из пушек. Капитан Степан Зоммер, огнестрельный мастер, построил там небольшую крепость с пушками, стрельбой из которых Пётр отметил день своего рождения в 1683 году.
В 1732—1735 гг. был возведён новый дворец по проекту архитектора И. Ф. Мичурина в стиле «петровского барокко». Однако, в XVIII веке во дворце особенно часто никто не жил, поэтому постепенно он стал ветшать. Все планы по его реконструкции и строительству нового дворца провалились. Историк М. П. Погодин рассказывал, что он в молодости, то есть в начале XIX в., ещё видел «остатки дворца Иоанна Грозного». В. Л. Снегирёв в книге о Витберге писал: «Здесь некогда, в XVI веке, отец Ивана Грозного, Василий Иванович, построил деревянный дворец на белокаменном фундаменте. Пётр Великий приказал посадить за дворцом берёзовую рощу. С течением времени это место было заброшено; во второй половине XVIII столетия деревянные хоромы пришли в совершенную негодность, их разобрали. Сохранились развалины старого фундамента».
В течение XIX века остатки дворца были окончательно разрушены. В 1896 году к коронации российского императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны на месте бывшего Воробьёвского дворца был выстроен «царский павильон», откуда венценосная пара любовалась красотами Первопрестольной. В революционные годы этот павильон был разрушен.