Дворец Монплезир – именно с него начиналась история Петергофа. Постройка находится в Нижнем парке, на самом берегу Финского залива, откуда видны и Кронштадт, и Петербург. В ансамбль входит сам дворец, восемь зданий, два сада, фонтаны и морская терраса. На первый взгляд комплекс совсем не похож на дворцовый. Тут нет ни гигантских площадей, ни роскошного убранства. Впрочем, Петр I, которому и предназначались апартаменты, за этим и не гнался. Он желал видеть удобное и практичное жилье.
Как строился Дворец Монплезир
Строительство началось в 1714 году по наброскам и схематическим рисункам Петра I. Российский царь, поживший за границей и насмотревшийся на дома европейской знати, имел весьма четкое представление о том, какой хочет видеть свою резиденцию. Он сам выбрал не только местоположение, но и внутреннюю планировку, а также часть элементов отделки. Во многом именно этим и интересен дворец Монплезир, ведь в его облике отразилась незаурядности личности Петра Великого, его вкусы и пристрастия.
Вид на дворцовый комплекс с высоты
Строительство осложняла и затягивала непростая финансовая ситуация. В те года Россия принимала участие в Северной войне, длившейся больше двух десятков лет. Огромная часть государственного бюджета уходила именно на военные расходы. Также немало средств требовалось на строительство Санкт-Петербурга. В связи с этим царь издал указ, согласно которому на несколько лет запрещалось возведение каменных домов по всей стране.
Интересный факт
«Монплезир» в переводе с французского языка означает «моя прелесть». Это название для дворца выбрал сам Петр I.
В качестве проектировщика был привлечен немецкий архитектор Андреал Шлютер. Руководил стройкой другой немец – зодчий Иоганн Фридрих Браунштейн. За качество работ отвечал итальянец Никола Микетти, а над монплезирским садом работал французский архитектор Жан БатистЛеблон. Были задействованы и другие именитые художники – Жан-Батист Леблон, Николо Микетти, Николя Пино.
Архитектура и планировка дворца Монплезир
Минимализм планировки – вот что отличает этот дворец от прочих императорских построек. В оформлении четко прослеживается влияние голландской архитектуры XVIII века. Комнаты малы, но продуманы и удобны, хозяйские и гостевые покои находятся по соседству с парадным залом и хозяйственными помещениями, пристань – всего в 3-х минутах ходьбы.
В Монплезире всего семь комнат. Они предназначались для самого Петра I и его ближайшего окружения. Кажется, здесь все подчинено задумке его величества: тишина, спокойствие, возможность любоваться морскими пейзажами и засыпать под шум волны. Монплезир давал возможность первому российскому императору чувствовать себя как в любимой Европе, и не случайно стал его любимой резиденцией.
Парадный зал
Это центральный элемент планировки, занимающий по ширине всю площадь главного корпуса. Отсюда можно выйти в сад южной стороны и на морскую террасу. Также по бокам находится Лаковый кабинет, кухня с буфетной, секретарская, спальня и Морской кабинет.
Купол над парадным залом
Интересный факт
В парадном зале можно увидеть интересный экспонат – большой стеклянный кубок. Это так называемый «Кубок Большого орла»: во время празднеств его наполняли вином и в качестве штрафа давали выпить тому, кто провинился и нарушил одно из правил императора.
Богатство внутренней отделки невольно приковывает внимание. На полу – черные и белые мраморные плиты, стены украшают темные дубовые панели и 22 небольшие картины в черных рамах. На потолке – роспись, лепнина и драпировка, а посреди зала – огромный купол с изображением Аполлона. Именно он придает залу такую роскошь и великолепие. Поддерживают плафон с четырех сторон парные алебастровые фигуры, символизирующие времена года, а скаты свода декорированы изображением четырех стихий.
Морской кабинет
Еще одна небольшая, но очень дорогая для Петра I комната. Первое, что здесь бросается в глаза, это стены, отделанные изразцами с изображением кораблей и городов: судна, которые существовали в петровские времена – всего 13 видов. В интерьере все также можно видеть обшивку из дуба, множество картин, рабочий стол императора, часы, навигационные и измерительные инструменты, книги. Из окон открывается вдохновляющий вид на Финский залив. По соседству находится маленькая и скромная спальня царя.
Морской кабинет: рабочий стол и личные вещи Петра Великого
Лаковый кабинет
Комната, украшенная расписными лаковыми панно с изображением экзотических животных, рыб, птиц, цветов, сцен из китайского быта и сложных орнаментов. Всего их 94. На рамках между панно можно видеть 136 резных полочек, поддерживаемых крылатыми сфинксами, мальчиками-музыкантами и прочими фигурками. На полочках размещены фарфоровые чашечки, а дополняет убранство плафон с изображением нимфы и бога вина Вакха.
Интерьер Лакового кабинета
Ассамблейный зал
Это помещение было переделано из кухонного зала в 1747 году и названо в память о знаменитых петровских ассамблеях. Над проектом работал российский архитектор итальянского происхождения Франческо Растрелли. По его задумке комната была украшена 17 шпалерами – тканевыми картинами в рамках из золоченых реек, 8 из которых – сюжетные. На них были изображены животные, птицы, тропическая природа, цветы.
Архитектор Франческо Растрелли
В середине XIX века Ассамблейный зал был значительно переделан из-за обветшания: переложили стены, заменили балки пола и потолка. В то же время реставрировались и гобелены. После Второй мировой войны помещение также подверглось реставрации. На сегодняшний день это единственный в Петергофе гобеленовый интерьер первой половины XVIII столетия.
Картинная галерея
За время поездок по Голландии Петр I собрал огромную коллекцию картин голландских и фламандских художников XVII – начала XVIII века. Первый российский император посещал множество выставок и аукционов, лично знакомился с именитыми творцами. Больше всего его привлекали морские пейзажи. В 1716 году царь договорился со швейцарским пейзажистом Георгом Гзеллем и его женой художницей Марией Хендрикс, чтобы те скупали картины и отправляли в Россию. Так, к концу 1722 года в одном лишь Монплезире находилось свыше 200 полотен.
Картинная галерея в Монплезире
Если рассматривать сохранившиеся картины, то наибольшую ценность представляют полотна Адама Сило (1674—1757): «Корабли на рейде», «Суда на пристани», «Городской рейд». Их покупал сам император, а особый интерес в них представляет тщательность прорисовки деталей кораблей. Работа художника была настолько точной и ювелирной, что Петр I по ним принимал экзамены у своих пансионеров, отправляемых за границу для изучения кораблестроения и навигации.
Монплезирский сад
Планировка сада гармонично связана с дворцом: главная аллея заканчивается перед центральным входом, а боковые – ведут к люстгаузам. До наших дней сохранились наброски самого Петра I с его пометками. Это говорит о том, что именно он был автором композиции Монплезирского сада.
Южная сторона Монплезирского сада
Над начальной планировкой работал голландский садовых дел мастер Леонард фон Гарнихфельт в 1714-1716 гг. Фонтаны здесь появились позже, в 1721-1723 гг. по проекту итальянского архитектора Николо Микетти. В те же годы тут появились 32 позолоченные скульптуры, мраморные солнечные часы, крытые аллеи, открытая зеленая аркада. Характер, типичный для малых садов, оформленных в барочном стиле, участку придавали и подстриженные кустарники самшита, клен, липа.
Один из четырех фонтанов «Колокола», статуя с изображением юного Аполлона
Работа над декором сада продолжалась и в последующие годы. Так, в 1740 г. было решено использоваться для рисунка цветника гравюру французского архитектора и мастер садово-парковой архитектуры Жан-Батиста Александра Леблона. Были расставленны керамические вазы, специально изготовленные для Монплезирского сада по моделям голландского садового мастера Бернгарда Фока, высажены фигурно подстриженные растения.
Судьба дворца
Монплезир считался любимым дворцом Петра I. Неслучайно на многих портретах император изображен в интерьерах именно этого дома. Здесь же он часто принимал иностранных гостей и отмечал свой День Рождения. Голштинский посланник при русском дворе граф Геннинг-Фридрих Бассевич писал: «Даже когда летом он бывал в Петергофе, воздух Большого дворца казался ему удушливым, и он всегда спал в Монплезире». Последний раз государь посетил любимый дворец незадолго до смерти – в середине осени 1724 года.
Картина «Петр I в Монплезире», художник Валентин Серов (1904 г.)
В 1725 году Екатерина I провела здесь торжественный прием с участием ведущих членов Российской Академии наук. Екатерина II часто устраивала в стенах дворца изысканные ужины для небольшого круга. Постепенно Монплезир превратился в памятное место, посвященное Петру I, здесь же хранились его личные вещи. Во многом благодаря столь трепетному отношению каждого монарха внутренние помещения резиденции неплохо сохранились до наших дней.
Военное время
Как и почти все архитектурные памятники Ленинградской области Монплезир сильно пострадал в годы войны. Терраса на берегу залива использовалась немцами как выигрышная огневая точка. В самом дворце были обустроены караульные помещения с нарами. Для отопления использовались буржуйки, подведенные к камину. Для этого была пробита уникальная художественная лепка. В качестве топлива использовалось все, что попадало под руку: дубовые рамы, двери, обшивка стен, паркет, резные полочки Лакового кабинета, панно. Оккупанты даже успели сжечь два подпорных столба в восточной галерее. Из-за этого перекрытие немного провисло.
К счастью, еще в 1941 году, перед началом оккупации, все ценности и личные вещи императора были вывезены вглубь страны. Сильно пострадала отделка дворца, но стены выстояли. Памятник архитектуры даже был заминирован, но саперам удалось обезвредить все мины.
Монплезир, 1944 год
После окончания Второй мировой началась реставрация. Над проектом работал коллектив научно-исследовательских мастерских Ленинграда. Руководил процессом архитектор-художник Александр Эрнестович Гессен. Даже стекла изготавливались по рецептам XVIII века. Такое изделие отличается зеленоватым оттенком и немного волнистой поверхностью. Также во время восстановительных работ было изготовлено 5000 кафельных плиток по 50 рисункам.
Восстановленный и обновленный дворец вновь открылся для посетителей в 1960 году.