«ДВОРЕЦ ДЛЯ ЛАЛЛА-РУК*»
В сентябре 1837 года Император Николай Павлович и Императрица Александра Федоровна прибыли на Южный берег Крыма. Они остановились во дворце графа Михаила Семёновича Воронцова в Алупке. В один из дней Николай I с супругой прибыли в Ореанду, где Самодержец объявил: «Принадлежащие мне на Южном береге Крымского полуострова имение Ореанду, со всеми строениями и угодьями дарую любезнейшей супруге нашей Императрице Александре Федоровне, повелеваю считать собственностью Ея Императорского Величества»
Из Алупки Александра Федоровна еще дважды приезжала в Ореанду, выбирала вместе с южнобережным архитектором Карлом Ивановичем Эшлиманом место для постройки будущего дворца и совершала длительные прогулки верхом по своему новому имению. 30 сентября 1837 года императрица вместе с графом и графиней Воронцовыми и Великой княжной Марией Николаевной собственноручно воздвигли деревянный крест и посадили куст лавра на вершине ближайшей скалы, получившей после этого события название Крестовая. Высота креста была почти три с половиной метра, и в нем были застекленные отверстия для свечей, которые зажигали по великим праздникам.
Возвратившись в Петербург, императрица с увлечением занялась обустройством своего нового имения в Крыму. Воспоминания о празднике «Белой Розы» в Потсдаме в 1829 году, привели ее к мысли обратиться с заказом на проект здания в Ореанде к немецкому архитектору Карлу Фридриху Шинкелю. Ведь это он был главным оформителем торжественной церемонии придворного шествия на празднике «Белой Розы». Николаю I тоже нравились архитектурные работы Шинкеля, особенно дворец Шарлоттенхоф в Потсдаме, выстроенный в классическом стиле по образцу древнеримских вилл. Российскому императору всегда был близок «неогреческий» стиль, в котором соединялись романтика, классика и имперская представительность, поэтому вскоре в Германию были отправлены необходимые материалы.
В Национальной галерее Берлина хранятся 14 литографий проекта дворца в Ореанде, отпечатанные по рисункам Шинкеля. Когда проект был готов и доставлен в Петербург на 40 листах, он поразил заказчиков своим размахом и историзмом. Дворец больше походил на Парфенон, чем на уютное «гнездышко» в Крыму, о котором мечтала Александра Федоровна. Соединение Акрополя, садов Семирамиды и Золотого дома Нерона вызвало у Императрицы недоумение и досаду. Она пишет брату Фридриху Вильгельму в Берлин: «Почему было ему не создать более скромную возможность вместо этой невозможности, которая сулит славу наследников Митридата, но в которой никакой нет радости жить, и мы должны состариться, прежде чем завершим постройку».
В итоге Шинкель получил гонорар и подарки, но проект остался нереализованным. Переработку проекта поручают в 1840 году архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру. Он уменьшает размеры дворца в несколько раз и придает ему строгие классические формы. В 1852 году строительство дворца было завершено. Но нет сведений о том, что царская чета посетили его. Императрице из-за сердечной недостаточности было тяжело путешествовать, а Императору было не до отдыха из-за Крымской войны. После смерти Александры Федоровны в 1860 году Александр II подарил имение «Ореанда» своему брату Великому князю Константину Николаевичу, который владел им более 30 лет. Он часто приезжал в Ореанду, а после выхода в отставку почти постоянно жил там. В ночь с 7 на 8 августа 1881 года случилась трагедия. Пожар уничтожил прекрасный дворец. Сохранилась лишь ротонда, которую проектировал Шинкель и оставил в память о предшественнике Штакеншнейдер как память о дворце, который никогда не был построен.
* «Лалла-Рук» — романтическая повесть в стихах и прозе англо-ирландского поэта Томаса Мура, которую перевёл В. А. Жуковский, учивший русскому языку Императрицу Александру Фёдоровну. После костюмированного бала 1821 года в Берлине (см. иллюстрацию), где она была в костюме главной героини произведения, перевода и посвящённых поэтом стихотворений,с его лёгкой руки, при Дворе за императрицей закрепилось элегантное «прозвище» Лалла-Рук.