Аничков мост на фоне шикарного дворца Белосельских-Белозерских – один из лучших видов культурной столицы России. Здание на углу Фонтанки и Невского проспекта потрясает одновременно изяществом и монументальностью. По богатству и роскоши внутреннего убранства он вполне может конкурировать с любой царской резиденцией. Его история полна тайн. Он — свидетель пышных балов с царями и вельможами, первой встречи последней царственной четы, заговора против «святого старца» Григория Распутина. Он сменил много владельцев, и среди них были очень яркие личности…
История
Отстраивая Санкт-Петербург, Петр I благодарил своих соратников за верную службу, раздаривая столичную землю. «Лакомый кусочек» на пересечении главной городской магистрали «Невской першпективы» и реки Фонтанки (которая была границей поселения) достался князю Шаховскому. Однако он, как и еще несколько будущих хозяев, не оценили достоинств этого участка. И только в конце XVIII века сенатор граф И.А. Нарышкин отстроил здесь дом фасадом на Фонтанку.
Факт! Белосельские-Белозерские ведут свою родословную от князя Глеба Васильковича, потомка Рюрика. Двое из рода Белосельских участвовали в Куликовской битве и причислены к лику святых
В 1797 году этот дом купила у Нарышкина княгиня Анна Белосельская-Белозерская, тут же снесла и построила новый. В 1800 году зодчий Ф. И. Демерцов возвел солидный, но скромный трехэтажный особняк в классическом стиле. Однако к середине XIX века он перестал удовлетворять запросам знатного семейства, которое по богатству могло тягаться с императором. Сын княгини Эспер Белосельский-Белозерский был наследником купца Ивана Семеновича Мясникова, одного из самых зажиточных людей России XVIII века, владельца металлургических заводов на Урале. Князь Эспер заказал у замечательного зодчего Андрея Ивановича Штакеншнейдера нечто грандиозное, что поразит воображение двора и жителей столицы.
Факт! Архитектор был из немецкой семьи. Его деда-кожевеника император Павел I выписал из Германии, а отец владел мельницей рядом с Гатчиной. Звали его Генрихом, и только впоследствии переделали на местный лад: Андрей Иванович.
Штакеншнейдер знал толк в царской роскоши и был в курсе всех модных тенденций в архитектуре. Он много строил для императорской семьи в Петергофе и Царском селе и в конце концов стал придворным архитектором дома Романовых. А кроме того, слыл передовым и всесторонне образованным человеком. В его особняке на Миллионной улице регулярно собиралась творческая интеллигенция – бывали Гончаров, Достоевский, Тургенев.
За 1847-48 годы дом превратился в настоящий дворец в стиле необарокко. Он напоминал блестящие произведения Растрелли в Петергофе и Царском Селе. По одной из версий, именно растрелиевский Строгановский дворец на набережной Мойки вдохновил Штакеншнейдера. Проект утверждал сам император, так как вся застройка центра Санкт-Петербурга им контролировалась. Владение Белосельских-Белозерских — последний частный дворец на Невском (не принадлежащим царской семье).
Здание кардинально поменяло свой облик – были переделаны фасады, пристроены флигели, поменялась внутренняя отделка. Архитектор старался изо всех сил, чтобы его творение выглядело как можно более величественным и торжественным. В нем присутствовали все элементы царственного барокко: округлые изогнутые линии фронтонов и окон, колонны и пилястры, балконы с ажурными перилами, античные скульптуры. И конечно, не обошлось без атлантов и кариатид – их выполнил знаменитый датчанин Давид Йенсен.
Необыкновенно красивыми интерьерами дворец обязан также Штакеншнейдеру. Он сочетал барокко и рококо. Каждая комната оформлена в своем оригинальном стиле: Бежевый и Зеркальный залы, Золотая Малиновая гостиная… При их оформлении использовали богатейшие княжеские коллекции живописи, фарфора и серебра. Парадную лестницу украшали кариатиды. Комнаты согревали камины из мрамора. Решетка перил с инициалами обладателей всего этого великолепия напоминала тонкое кружево. Поражала воображение богатейшая библиотека: резные панели из дерева, шелка на стенах, камин в узорах, большое зеркало в позолоченном окладе.
Здание необыкновенно органично вписалось в архитектурный ансамбль Аничкова моста, набережной Фонтанки и Невского проспекта. Современники именовали его шедевром, совершенством, величественным итальянским палаццо.
Средь шумного бала…
Однако беда – сам заказчик так и не смог насладиться роскошью своего нового дома: не дожил до окончания строительных работ. Его супруга Елена Павловна, ветреная особа, не хранившая верность в браке, горевала недолго и вскоре переехала к новому мужу князю Василию Кочубею, а дворец на Невском оставила для развлечений. Будучи статс-дамой и фрейлиной императрицы, она была законодательницей мод и светской львицей. По размаху и пышности балов княжеский особняк можно было сравнить только с Зимним. К тому же сюда частенько заглядывали венценосные особы из соседнего императорского Аничкова дворца.
Не факт! Похоже, дворец был не только средоточием светской жизни, но и мистическим центром Петербурга. Рядом с ним люди рисковали наткнуться случайно на…самих себя. Якобы, это подтверждал даже живший рядом поэт Петр Вяземский – как-то он, вернувшись домой с прогулки, увидел за письменным столом своего двойника.
В 1865 году сын Елены Павловны Константин Белосельский женился на Надежде Дмитриевне Скобелевой, первой красавице с чудным голосом, которая устраивала во дворце великолепные приемы. Белосельские-Белозерские слыли поклонниками литературы и различных искусств, каждый из них владел каким-нибудь музыкальным инструментом. Здесь регулярно выступали знаменитости – например, Антон Рубинштейн и Ференц Лист. А хозяева по последней моде немного коверкали русский язык на английский манер. Дворец считался самым светским местом Санкт-Петербурга. Постоянными его гостями были Александр III с супругой. В то время как император играл в карты, императрица танцевала в Зеркальном зале. Она могла это делать до бесконечности…
Не факт! Когда государю надоедали бесконечные танцы, которые императрица любила до умопомрачения, он по одному вызывал музыкантов из оркестровой ложи и оплачивал их работу, только чтобы они больше сегодня не играли.
У утонченных, увлеченных искусствами Белосельских-Белорецких просто руки не доходили до бизнеса, который лежал в основе их процветания. Пока шумели балы, их капиталы убывали. Металлургические предприятия Урала, наследие предприимчивого предка, разорялись. Василий Кочубей решил проблему самым популярным во все времена и разорительным способом – набрал кредитов. В итоге дворец за долги перешел Романовым.
Факт! В особняке Белосельских-Белозерских произошла первая встреча Николая II и его будущей жены Александры Федоровны. Принцесса Алиса останавливалась здесь в 1889 году.
Собственность царской семьи
В 1884 году прекрасное палаццо получил Сергей Александрович Романов, младший брата Александра III — на свадьбу с Елизаветой Гессен-Дармштадтской (Елизаветой Федоровной). Дворец стали именовать «Сергиевским». В 1891 году жизнь в нем замерла. Великий князь покинул столицу – получил пост генерал-губернатора Москвы. И подписал себе смертный приговор. Это был разгар охоты революционных организаций за политической элитой России. В 1905 году князь пал жертвой теракта – его взорвал эсер-боевик Иван Каляев. После чего супруга Елизавета Федоровна с горя ушла в монастырь. У нее не было своих детей, но были приемные – племянники мужа Дмитрий и Мария. Они в раннем детстве потеряли мать, а отец, великий князь Павел Александрович попал в немилость за неугодный Короне брак и был выслан из страны. После того, как неутешная вдова покинула мирскую суету, мальчика забрал к себе в семью сам император Николай II.
Последний хозяин
Дмитрий Павлович Романов получил дворец в подарок от приемной матери. Он был баловнем судьбы: красавцем, гулякой и ловеласом. К тому же блестяще образованным (закончил офицерскую кавалерийскую школу). Ему покорялись и кони, и женщины, и автомобили. Он увлекался автогонками и джигитовкой. В 1912 году ездил на Олимпиаду в Стокгольм, чтобы продемонстрировать достижения в конном спорте. Во время Первой мировой войны Дмитрий оказался на передовой и получил орден Святого Георгия 4-й степени — за бои в Восточной Пруссии.
Сам император его любил и ценил. И готов был отдать за него свою старшую дочь Ольгу – помолвка была назначена на 6 июня 1912 года, но не состоялась по настоянию императрицы Александры Федоровны, ведь Дмитрий не скрывал неприязни к любимцу царской семьи Григорию Распутину. Именно из дворца Белосельских-Белозерских поздним вечером 30 декабря 1916-го года выехал автомобиль великого князя во дворец Юсуповых, чтобы избавить правящую династию и Россию от «злого гения». После убийства порочного «старца» дворец стал местом «домашнего ареста» заговорщиков, пока Дмитрия не отправили в Персию (за него заступились другие члены царского семейства, также ненавидевшие Распутина). Что спасло ему жизнь, так как Россия погрузилась в сплошной кровавый хаос, где великокняжеским особам было не место. Его жизнь в эмиграции была бурной и разнообразной – во Франции у него случился роман с Коко Шанель, которую он познакомил с русской художественной элитой за границей. В отличие от Феликса Юсупова, Дмитрий Павлович Романов никогда никому не рассказывал об убийстве Распутина, круто изменившего его жизнь.
Факт! В 1915 году великий князь отдал под Англо-Русский военный госпиталь (просуществовал до 1918 года) пять самых больших залов своего дворца. Роскошные покои преобразились в больничные палаты — за время войны здесь лечились около 6000 солдат.
После октябрьского переворота
Получив власть, большевики национализировали дворец. Роскошное палаццо утратило свой светский лоск и надолго превратилось в скучную советскую контору — с 1920 по 1991 года здесь разместился районный комитет партии и множество советских учреждений. Картины вывезли — в Эрмитаж и особняк Белосельских-Белорецких на Крестовском острове.
Огромный урон прекрасному строению нанесла война – во время блокады в него неоднократно попадали снаряды. Восстановили его только к 1954 году, но еще с 1960 года по 1988 год шла реставрация интерьеров под руководством Ирины Николаевны Бенуа.
В 1992 году коммунисты, наконец, покинули княжеские покои. Дворец избавился от канцелярских столов и советских лозунгов и стал постепенно возвращать свой царственный вид. Его передали Комитету по культуре мэрии Санкт-Петербурга. А с 2003 года оно оказалось под юрисдикцией Управления делами президента РФ.
И снова музыка играет…
В начале XXI века дворец ожил. Последняя его реставрация закончилась в 2015 году. Был восстановлен его исторический облик — сейчас здесь почти все выглядит как при Белосельских-Белозерских. Особенно поражают воображение посетителей залы на 2-м этаже: Дубовый (бывшая библиотека) и Зеркальный (бальный), Картинная галерея, Парадная столовая, Бежевая, Зелёная и Малиновая гостиные. И все это можно увидеть на экскурсии.
Сейчас во дворце опять кипит культурная жизнь, проходят выставки, фестивали и конкурсы. А с 1988 года он снова стал одной из лучших концертных площадок города. По воскресеньям в Зеркальной зале, где великолепная акустика, выступает Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр. Афишу можно увидеть на сайте музея, и там же приобрести билеты. Здесь звучит не только классика, но и джаз, этно, рок. Ставят спектакли для детей и взрослых. Таким образом, в начале XXI века один из замечательных памятников архитектуры XIX вернул себе, наконец, свой исторический вид и статус центра культурной жизни северной столицы.