Дунино. Дача писателя Михаила Пришвина.
«Дом смешанный двухэтажный крыт железом, коего стены низ кирпичный три аршина, а верх бревенчатый. Внутренние стены капитальные, карнизы и наличники с резными украшениями окрашенные, стены снаружи загрунтованные, полы и потолки досчатые с черным накатом, двери и оконные рамы зимние и летние сосновые, окрашенные масляной краской с лаковыми приборами. Внизу две живые комнаты и подвалы, а вверху три комнаты, передняя и кухня. Примыкают: терраса восьмиугольная двухэтажная крытая железом, на каменных столбах с деревянными полами и потолками и итальянскими окнами. Сени деревянные крытые железом с наружным крыльцом». Так был описан дом Марии Юльевны Освальд в страховом свидетельстве, выданном 29 апреля 1901 года Московским Страховым от огня обществом покупательнице Конкордии Васильевне Критской. Известно, что дом «финляндского уроженца» владельца московской аптеки Р.А. Освальда был построен быстро: начали работы 8 марта 1900 и завершили 28 июня 1901. «Дачный дом поставили на высоком берегу Москвы-реки, с террасы открывалась впечатляющая панорама на речную долину и окрестности. Тогда же была осуществлена планировка парковой зоны. Имение получило название Миловидово». Дом, который в 1946 г. приобрел Михаил Михайлович Пришвин, изменился не сильно: исчезла нижняя терраса, а верхняя уже была незастекленной, что Пришвину очень понравилось.
И называл он террасу верандой.
В 1941 г. в доме был военный госпиталь. А к концу войны пустующий дом был на грани исчезновения. Но Пришвин, оказавшись в Дунине, увидел усадьбу с липовой и еловой аллеями, остатками яблоневого сада, лес, начинающийся сразу за домом, поле за деревней, берег Москвы-реки совсем рядом. Увидел старый усадебный дом – и повеяло детством, усадьбой Хрущево под Ельцом, которую он вспоминал в своих снах. Вопреки очевидным трудностям Пришвин решился на покупку дачного дома. Удивительно, но архетип Дома в художественном мире Пришвина, охотника и путешественника, занимал очень важное место. Он понимал, что его поиски дома связаны с общими путями всей русской интеллигенции: с трагедией эмиграции, со страданиями на родине, с поиском своего места в послереволюционной жизни.
После смерти писателя в Дунино шли и шли люди, Валерия Дмитриевна(жена) их принимала. Дом постепенно превращался в музей (как тогда говорили, «на общественных началах»), образовывался круг помощников, устанавливались памятные даты, складывался стиль общения с посетителями с разговорами вокруг самовара на дунинской усадьбе. Никто и не подозревал, что в то же самое время в доме идет расшифровка и перепечатка тайного дневника, который в течение 50-лет (1905-1954) вел Пришвин. В таком статусе дом писателя просуществовал 25 лет до кончины Валерии Дмитриевны в 1979 году. По ее завещанию дом перешел государству и по решению Министерства культуры РСФСР стал отделом Государственного литературного музея.
В экспозиции дома-музея Пришвина представлена прижизненная обстановка летней дачи, библиотека писателя, личные вещи, охотничьи и фотографические принадлежности, машина. Многие годы экспозиция оставалась хранилищем культурной памяти, свидетельствующим о жизни и работе писателя, о написаных тут произведениях, творческих планах, стиле жизни, о друзьях дома.
Пришвин работал всегда и везде, никогда не расставаясь со своей записной книжкой, поэтому в усадьбе так много памятных мест, связанных с его писательством. Что уж говорить об окрестных лесах, которые он исходил с ружьем и собаками, изъездил на своем Москвиче, в которых знал все грибные и ягодные места, где его не раз замечали сидящим на пенечке и отмечающим что-то в записной книжке… Все это оживает в его дунинском дневнике и на его фотоснимках: берег Москвы-реки, заречные дали, восходы и закаты, его любимые тропинки, его любимые деревья. В последние годы меняется отношение Пришвина к природе. Дунинский хронотоп становится хронотопом жизни писателя: раньше – далекое, теперь – близкое; раньше – ощущение бега времени, «спешил, боясь опоздать», теперь – ощущение вечного во времени, «того, что постоянно бывает». Меняется положение человека в мире: «я стал, а мир вокруг меня пошел». Природа средней России оказалась очень близкой душе писателя и так же быстро стала реальностью его внутренней жизни, как дунинский дом.
Текст составлен по материалам сайта дома-музея
Дом-музей находится в Подмосковье, недалеко от Звенигорода. От Звенигорода ходит автобус до остановки «Санаторий Поречье». Билеты приобретаются заранее на сайте.