Дунилово. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы.

Благовещенский женский монастырь существовал на этом месте давно, по-видимому еще в удельный период. Письменных источников того времени не сохранилось. Лишь закладная доска, находящаяся в стене храма, свидетельствует, что церковь освящена в 1675 году. Благовещенская церковь была окружена каменной оградой с воротами и угловыми башенками, в которых были использованы мотивы классического стиля. В ограде 1888 году была построена теплая Казанская церковь, по своим формам напоминающая Покровскую в Успенской пустыни.
Жемчужиной монастырского ансамбля является Благовещенская церковь. Красив ее декор – по бледно-розовому фону, подернутому сиреневой дымкой, рассыпан жемчужный узор. Благовещенская церковь оставляет впечатление стройного, легкого сооружения благодаря пирамидальному построению верхней части ее основного объема, украшенного рядами кокошников и стройными барабанами с изящными луковками.
В 1998 году начаты реставрационные работы в Благовещенском женском монастыре. Летом 1998 года на зимнем храме обители, в честь Казанской иконы Божией матери сооружен купол и установлен крест. Девочки-старшеклассницы, обучающиеся иконописи в Гимназии Свято-Успенского монастыря, с благословения Игуменьи Ольги написали иконы в иконостас храма.
Источники: Памятники Отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры №1(3) 1981. Сайт Русская Цивилизация http://rustrana.ru

Благовещенская церковь построена вместо бывшей деревянной церкви и освящена в 1675 г., как гласит о том стенная надпись: «освятися храм сей в лето от сотворения мира 7183, от воплощения Бога Слова 1675 года марта 21 дня на память пр. отца нашего Иакова исповедника, при Благоверном Государе, Царе и Великом Князе Алексие Михайловиче, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержце, при Преосвященном Епископе Стефане Суждальском и Юрьевском». Церковь эта пятиглавая, обширная, византийской архитектуры, стоит на крутом берегу Тезы. Красив ее декор — по бледно-розовому фону, подернутому сиреневой дымкой, рассыпан жемчужный узор. Благовещенская церковь оставляет впечатление стройного, легкого сооружения благодаря пирамидальному построению верхней части ее основного обема, украшенного рядами кокошников и стройными барабанами с изящными луковками. Церковь Благовещенская была окружена каменной оградой с воротами и угловыми башенками, в которых были использованы мотивы классического стиля.
Благовещенский монастырь был упразднен при учреждении штатов в 1764 г. До 1831 г. при церкви существовали кельи игуменьи бывшего монастыря; в этом году они были уничтожены пожаром. Предание говорит, что в кельях этого монастыря некоторое время жила царственная монахиня Елена (Лопухина Евдокия Федоровна), бывшая супруга Петра Великого, приезжавшая сюда из Покровского Суздальского монастыря.
Престолов в церкви три: главный — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и придельные: во имя Святителя и Чудотворца Тихона Амафунтского и во имя Святителя и Чудотворца Николая. «Из старинных священных вещей в церкви сохраняются: а) серебряная панагия; б) резной наперсный, в серебряной оправе, крест; в) две звезды, с надписью: «польза, честь и слава», и г) медное, с двуглавым орлом, паникадило,- вклад монахини Елены (Царицы Евдокии Лопухиной).
К Благовещенской церкви приписаны: Крестовоздвиженская церковь и кладбищенская Преображенская.
http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/shuja/p/73-1-0-2806

Основное сооружение комплекса и наиболее древний из сохранившихся памятников села. К реке обращен главным западным фасадом. К настоящему времени утрачена его кровля и большая часть покрытий глав, обрушена юго-восточная часть свода с одной из глав. В своей основе принадлежит к типу двустолпных пятиглавных храмов с пониженными боковыми приделами, характерными для костромского зодчества 2-й пол. 17 в. Основной объем собора – мощный кубообразный трехсветный четверик с тремя сильно пониженными полукружиями апсид и небольшим притвором у западного фасада. Особенностью композиции являются сдвинутые к востоку столпообразные двусветные четверики первоначальных приделов, апсиды которых поставлены в одну линию с апсидами главного храма. Четырехскатные кровли приделов завершены чешуйчатыми луковичными главками, повторяющими в уменьшенном виде основные и образующими с ними ярусную композицию.
Фасады четверика традиционно расчленены лопатками на три прясла с высоко поднятыми арочными и прямоугольными окнами второго света в наличниках с боковыми колонками и килевидными очельями. Одно из окон (в центре западного фасада над главным входом) отмечено висячей гирькой в завершении проема и трехкилевым очельем наличника. Широкий пояс поребрика и небольших нишек, завершавший первоначальный объем, отделяет верхний ярус четверика с восьмигранными окнами (в центре западного фасада и на восточных пряслах боковых стен). Венчает фасады пояс слабо выраженных арок ложных закомар. Цилиндрические барабаны основных и придельных глав обработаны аркатурно-колончатыми поясами с кокошниками в основании. Западные пристройки приделов выполнены в формах позднего классицизма с типичной трехчастной композицией окон на боковых фасадах. Приделы имеют самостоятельные входы с запада.Внутри основное пространство перекрыто крестовыми сводами на подпружных арках, переброшенных от стен к двум крещатым столбам. Алтарь объединен с четвериком тремя проемами и перекрыт конхами апсид с проходами между ними. Небольшие помещения первоначальных приделов перекрыты монастырскими сводами, а их пристройки – сомкнутыми. В боковых стенах храма прорублены проемы в эти пристройки. Притвор главного входа перекрыт крестовым сводом.Храм расписывался в два периода. Живопись на столбах выполнена в посл. четв. 17 в. темперными красками в смешанной технике с применением графьи. Прописана в 1-й трети 19 в.; тогда же выполнены орнаментальные композиции под капителями. Частично утрачена в нижней части. Стены и своды расписаны клеевыми красками по новому грунту в 1-й трети 19 в. Живопись значительно утрачена в верхнем и нижнем ярусах, а также на своде.Роспись столбов – единственное произведение древнерусского искусства 17 в., сохранившееся до наших дней на территории Ивановской обл. Характерный пример живописи ярославского круга с подчеркнуто обобщенной трактовкой несколько тяжеловесных фигур и спокойным, плавным рисунком, что способствует впечатлению торжественного предстояния. Более объемно выполнено «личное» письмо с традиционным использованием вохрения, притенений и белильных оживок. Колорит построен на гармоничном сочетании чистых и светлых тонов: охристо-золотистого и белого, ярко-голубого, зеленоватого и красно-коричневого. Многие святые изображены на разбеленном бирюзовом фоне, позем – оливково-зеленый, традиционный для древнерусской живописи этого времени. Особенно разнообразно цветовое решение пышных одеяний, богато декорированных узорными орнаментами.Роспись столбов разделена красно-коричневой и голубой разгранкой на пять ярусов. В каждом из них изображены святые, расположенные по четырем своеобразным чинам: в верхнем написаны преподобные, ниже – воины и священномученики, затем – князья, под ними – епископы и митрополиты. В нижнем ярусе написаны святые, не объединенные в отдельный чин, а также икона «Иверской Богоматери» и «Благовещение у колодца». Все фигуры крупные, сомасштабные внутреннему пространству. Они изображены фронтально в рост, со своими атрибутами.Роспись на стенах – характерный образец провинциальной живописи в стиле классицизма. В первоначальном, благородном по звучанию колорите (сохранился в апсиде) преобладают ярко-охристые, бирюзовые, голубые и красно-вишневые тона. В основном объеме цветовая гамма поблекшая, с превалирующими глухими коричневыми и бледно-желтыми тонами. В центральной части свода изображена «Новозаветная Троица», в юго-восточном углу – «Преображение». Композиции, расположенные в пять ярусов на стенах, в целом не имеют четкой системы построения. Размеры и местоположение отдельных сюжетов не совпадают друг с другом по вертикальным осям, отчего нарушается их ритм. Верхние четыре яруса заняты евангельскими композициями, в которых преобладают сцены исцелений и воскрешений; в восточной части боковых стен размещены сюжеты на тему пророчеств о царствии небесном. В нижнем ярусе, отделенном гризайльным карнизом, написаны колонны, между которыми изображены святые. В центральной апсиде на своде – благословляющий Саваоф, на западной стене – «Тайная вечеря», на стенах северной апсиды – сцены «Страстей».
http://svodokn.ru/object/111567612?open=true

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?