Дуброво. Церковь Владимирской иконы Божией Матери.

Церковь иконы Божией Матери Владимирская, или как ее для краткости называют «Владимирская церковь», в Дуброво.
Владимирская церковь 1783-1800 годов постройки действующая, находится в состоянии ремонта и восстановления. В церкви хранились чтимые Казанский и Владимирский образы Пресвятой Богородицы. Рядом расположено небольшое кладбище.
Владимирская церковь представляет собой двухэтажное кирпичное сооружение с декором в духе провинциального классицизма. Построена она во второй половине XVIII века. Нижний храм окончен в 1783, верхний — в 1800 годах. Основной объём храма — бесстолпный двусветный четверик, завершённый небольшим пятиглавием, с трёхчастной апсидой и трапезной, переходом связанной с многоярусной колокольней. Вверху Владимирский храм с Казанским приделом, внизу тёплый Никольский храм с Всехсвятским и Пятницким приделами. Церковь была закрыта в 1934 (по другим данным в 1940 г.), и долгое время использовалась как складское сооружение.
В 1997 году Владимирская церковь была возвращена верующим. В настоящий момент ремонтируется.
Источник: l-garden.ru

Церковь зданием каменная, двухэтажная, крепка, приходская. Престолов в ней пять: в настоящей верхней холодной — во имя Владимирской Божией Матери, в приделе настоящей верхней холодной церкви — во имя Казанской Божией Матери, в настоящей нижней теплой — во имя св. и чуд. Николая, по правую сторону оного — во имя Всех Святых, по левую сторону — св. муч. Параскевы.
Нижняя церковь построена в 1783 г., а верхняя в 1800 г. июня 24 тщанием прихожан. Чудотворные иконы – Казанской и Владимирской Божией Матери.
Земли при сей церкви 63 десятины 1937 кв. саж.; три деревянных дома, два для жительства двух священников и дом для псаломщика, церковного капитала в билетах 2145 руб. В приходе три школы: земская, монастырская церковно-приходская, содержащаяся на монастырские средства, и дубровская церковно-приходская школа. По штату положено быть: двум священникам, диакону и двум псаломщикам, причтового капитала в процентных бумагах 2309 руб.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.

По пути из Ростова в Углич расположено село Дуброво – одно из древнейших селений нашего края. Оно отстоит несколько в стороне от Ростовской дороги, но издали видна возвышающаяся над лесом внушительная и, к сожалению, безглавая колокольня. Она явственно свидетельствует о наличии там значительного храма.
Село известно с XV века. Тогда бытовала другая форма названия – Дубровское, которое, вероятно, произошло от редких для нашей местности зарослей дубов. Ранняя история села напрямую связана с событиями основания Николо-Улейминского монастыря. В середине XV столетия инок Варлаам из Ростова совершил паломничество в итальянский город Бари, чтобы поклониться великой христианской святыне – мощам святителя Николая Чудотворца. Во время паломничества он приобрел икону святого. Возвращаясь на родину в 1460 году, в праздник перенесения мощей 9 (22) мая старец пришел в Углич. Спустя несколько дней Варлаам покинул город. Желая отдохнуть, он остановился в пустынном месте и поставил образ на сосну, а затем никак не мог снять. Далее, по словам Угличского летописца, «прослышав звон к церковной службе в потребное время, изыде ис пустыни, и видев ту реку текущу, нарицаемую Оулейму, и близ селение, именуемое Дубровское, от него же и звон изхождаше. И пришед в село оное, поведая вся бывшая яже о образе». После рассказа о случившемся священник и прихожане направились к иконе, но также не могли снять ее с сосны. Вскоре на месте чуда и явления святого был основан Николо-Улейминский монастырь.
В Писцовых книгах Угличского уезда 1629-1631 годов село Дуброво «на речке на Воржехоти» с прилегавшими церковной деревней Коптево, пустошью Ермаково, починками Выдубок, Борисовым и Микитиным значится в вотчине монастыря. В селе находилась церковь Святой мученицы Парасковеи, нарицаемой Пятницы. Храм был деревянный клетского типа. Он, равно иконы, книги и ризы обозначен как строение монастырское, т.е., вероятно, после событий Смутного времени возводился на средства Николо-Улейминской обители.
В Переписных книгах 1702 года значатся летняя церковь во имя Николая Чудотворца и зимняя – во имя Параскевы Пятницы. Храмы были деревянные с железными крестами, главами, обитыми осиновой чешуей, и крышами, покрытыми тесом «в зубец». В селе в тот период находился монастырский двор с двойной избой, крытой тесом, створными воротами, сараем и сенниками, покрытыми соломой. Кроме того, имелись дворы двух священников, диакона, дьячка, просвирницы и казенного подъячего. При храме также были шесть келий для нищих и вдов. Похожие сведения присутствуют и в описи 1764 года. Можно сделать вывод, что в XVII-XVIII веках Дуброво в большей степени являлось церковным погостом и административным центром территории.
Реформа 1764 года меняет статус монастырской вотчины – бывшие владения переходят в ведение Коллегии экономии, а крестьяне получают статус государственных. Таким образом, население освобождается из крепостной зависимости, территория получает дополнительные возможности для экономического развития. Неудивительно, что вскоре прихожане приступают к строительству значительного каменного храма.
Обычно сообщается, что каменная церковь построена взамен сгоревшей деревянной и сооружалась в два этапа – в 1783 году возведен нижний храм, а в 1800 году верхний. Но выявленные документы свидетельствуют, что история была несколько сложнее. В 1782 году архиепископ Самуил дал храмоздательную грамоту на постройку каменной церкви «о двух департаментах». Первоначально, действительно, был возведен нижний этаж, предназначенный для зимних богослужений. Спустя девять лет прихожане приступают к завершению строительства. В марте 1791 года они заключили договор с угличским купцом Иваном Ивановым Омячкиным на поставку пятисот четвертей обожженной извести «для строения верхней каменной церкви с колоколнею», по цене – 55 копеек за четверть, которую следовало доставлять из Углича от горнов на мирских подводах. Затем 17 декабря 1791 года причт и приходские люди наняли угличских посадских Федора Максимова Бандеева и Федора Елисеева Мурашева за 90 рублей выполнить следующую работу: «имеющуюся в их селе ветхую каменную церковь всю разобрать и с колоколнею до основания своими работниками…, а по разобрании кирпич отдать годный в кладку в грудах же и до нея относить к новой церкви и класть в стопы… А ломку окончить маия к 1-му числу будущаго 792 года, а решетки выбрать генваря в первых числах прежде ломки». Из сказанного можно сделать вывод, что в Дуброве уже была каменная церковь с колокольней, построенная в XVIII веке и быстро пришедшая в ветхое состояние. Перед началом возведения верхнего храма ее решают разобрать для получения дополнительного материала.
Можно предположить, что верхний этаж строил известный подрядчик каменных дел Петр Иванов – крестьянин Нижегородской губернии Балахонского уезда, на рубеже XVIII-XIX веков много работавший в Угличе и округе на наиболее ответственных и значительных подрядах. В 1795 году контракт на строительство усадебного храма в сельце Бурмасове помещиков Кашкиных в числе двух поручителей подписал священник села Дубровы Афанасий Иоаннов. Так что вероятность участия в работах артели каменщиков Петра Иванова весьма велика.
Возведенный ранее нижний храм выполнен в стилистике барокко – имеет на фасадах характерные наличники с лучковыми сандриками. Верхний храм получил декор в стиле провинциального раннего классицизма. Он имеет большие прямоугольные окна, рамочные наличники с прямыми сандриками, карниз с филенками, строгий ритм выступающих лопаток. Но при этом храм сохраняет традиционную структуру, увенчан освященным веками пятиглавием.
В 1800 году строительство верхней церкви было завершено. 24 мая от епархиального начальства получено разрешение изменить первоначально согласованное посвящение главных престолов. В нижнем храме центральный алтарь следовало переосвятить во имя Святителя Николая Чудотворца. Приделы оставались во именование Всех Святых и Великомученицы Параскевы. В верхнем храме были размещены престолы Владимирской и Казанской икон Божией Матери, из которых первый освящен 24 июня. Но отделочные работы продолжались и после завершения. 12 ноября 1804 года священники Симеон Ильин и Петр Алексеев, диаконы Симеон Яковлев, Иоанн Матвеев, церковные старосты крестьяне деревень Шошурки и Никифорицы Никита Ильин, Андреян Макаров, волостной голова крестьянин деревни Вахутино Семен Васильев и все приходские люди заключили контракт с московским 3-й гильдии купцом Григорием Васильевым сыном Машеровым. Подрядчик обязался во Владимирской верхней церкви новый иконостас с резьбой вызолотить на полимент «сплошь червонным самым лучшим золотом» по данному образцу или по примеру придельного иконостаса Ростовского Яковлевского монастыря. Также следовало вызолотить на гульфарбу несколько киотов, фрамугу с резьбой и балдахин над плащаницей. Выполнить работу в течение года, полная стоимость с материалами составляла 4600 рублей.
В составленной вскоре описи имущества сообщалось: «в той новопостроенной верхней каменной церкви иконостас великолепной столярной работы с резными клеймами и разными многими резными штуками. Царские врата резные, на коих вырезано изображение сошествия Святаго Духа самою искусною резьбою, над оными дверьми написана Тайная Вечеря».
Известен еще один интересный документ – условие, заключенное 1 декабря 1853 года между угличским купцом Семеном Григорьевым Шапошниковым и церковным старостой крестьянином Иваном Степановым на поставку семи тысяч пудов обожженной извести «лучшей доброты» для постройки новой колокольни по плану, утвержденному строительной комиссией. – Очевидно, в течение нескольких последующих лет при храме взамен первоначальной колокольни была возведена новая грандиозная четырехъярусная. Позднее, на рубеже XIX-XX веков, был еще один этап работ, когда колокольню оштукатурили цементным раствором, а в трапезной соорудили бетонные рельсовые своды.
Так прихожане в течение более столетия возводили, украшали и перестраивали свой храм, стремясь сделать его более величественным и удобным. И это неудивительно – приход включал многолюдное село, Улейминскую слободу, писчебумажную фабрику и 34 деревни, население которых в начале ХХ века составляло более 3600 человек. Приход церкви села Дуброво являлся одним из крупнейших в Угличском уезде.
https://uglmus.ru/about/publics/selo_dudrovo/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?