Дубровка. Церковь Вознесения Господня.

Существующая церковь построена на средства прихожан вместо деревянного храма Вознесения с Никольским приделом в 1820-е — 30-е гг. Казанский и Никольский приделы в трапезной освящены, вероятно, в 1825 г., а главный престол — в 1838 г. Сторожка с южной стороны от колокольни пристроена не позднее сер. 19 в., с северной очевидно, в кон. 19 — нач. 20 в. В советское время утрачены два верхних яруса колокольни и глава храма, часть окон заложена или растесана, разобраны сводчатые перекрытия в апсиде, трапезной и нижнем ярусе колокольни, разобраны верхние части стен (возможно, деревянных) у сторожек, полностью утрачено внутреннее убранство. Кирпичные стены оштукатурены. Характерный пример сельской приходской церкви в стиле позднего классицизма с лаконичными объемными и декоративными формами. Основной объем продольно-осевой композиции составляет храм типа восьмерик на четверике. С востока к четверику примыкает более узкая и низкая полукруглая апсида, а с запада — более широкая и равная ему по высоте квадратная трапезная. От колокольни сохранился только нижний ярус-четверик, к которому с юга и севера примыкают равновеликие сторожки, немного выступающие относительно фасадов трапезной. Наружное убранство церкви чрезвычайно сдержанно. Симметричные по композиции фасады четверика храма и трапезной прорезаны тремя прямоугольными проемами, заглубленными в арочные ниши. Средние проемы в храме — входные, они выделены профилированным архитравом и архивольтом с клинчатым замком. Над окнами в тимпанах ниш помещены узкие накладные доски, в трапезной такие же накладные доски расположены и под окнами. Прямоугольные окна апсиды и восьмерика храма, заглубленные в арочные ниши, объединены полочкой в уровне подоконников. В ниши апсиды сверху и снизу включены накладные доски. Фасады четверика и трапезной завершены полным антаблементом, апсиды и восьмерика — карнизом несложного профиля. Арочный вход на западном фасаде первого яруса колокольни фланкируют широкие пилястры упрощенного тосканского ордера. Пространство храма перекрыто сомкнyтым восьмилотковым сводом, переход от четверика к восьмерику осуществляется при помощи тромпов. Три арочных проема соединяют храм с апсидой, один широкий — с трапезной. Помещение первого яруса колокольни имеет срезанные углы.
По материалам: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. — М.: Наука, 1997. Свод памятников истории и культуры России. Тверская область: в 6 ч. Ч. 2. 2006. http://hram-tver.narod.ru/bologoern/dubrovkabologoe.html
О загадочной церкви села Угриво (соседнего с Дубровкой). Вот ее описание с того же сайта: «Церковь построена в типичных для региона формах классицизма, в которых продолжали удерживаться реминисценции барокко в композиции храма и в декоративном убранстве фасадов. Село принадлежало новгородским дворянам Зуевым. Последний владелец — Александр Владимирович Зуев. Церковь, вероятно, строилась как усадебная на западной окраине села, рядом с кладбищем. От усадьбы сохранилось несколько старых лип вблизи церкви. Здание кирпичное с тонкой известковой обмазкой. Традиционная схема продольной ориентации основных объемов по оси восток-запад, с храмом типа широкий «восьмерик на четверике» свидетельствует о приверженности местных строителей к устоявшемуся и давно ставшему архаичным для города типу храма. Полуциркульная апсида и прямоугольная трапезная (несколько шире храма), как и храм, имеют одинаковые прямоугольные оконные проемы, углубленные в арочные ниши. Входы в храм с юга и севера также углублены в подобные ниши. Накладные доски над и под окнами можно отнести к отголоскам декора, характерного для архитектуры конца XVIII в. От колокольни сохранился лишь нижний прямоугольный в плане ярус, по бокам которого пристроены поздние притворы. В интерьере характерно обращение к традиционным конструктивным формам: тромпы при переходе от четверика к восьмерику, восьмидольный сомкнутый свод храма и перекрытие апсиды конхой.
По материалам книги: Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. — Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО «Тверское княжество», 2002.
Как видим, это с большой вероятностью описания одной и той же церкви Вознесенского погоста. То же подтверждается и приведенными в источниках фотографиями. На карте 1876 года Угриво нет, но есть погост Вознесенский; в «Списке населенных мест» 1909 г. Угриво — поселок с волостным правлением, без церкви, но «смежен с погостом Вознесенье», а волость при этом … Дубровская. Итак, церковь с.Угриво = Вознесенский погост = церковь Вознесения с.Дубровка.

Небольшая Вознесенская церковь с Казанским и Никольским приделами в новгородском Вознесенском Березайском погосте построена на месте более ранней деревянной в 1825-1838 гг. В конце XIX века сделаны пристройки к паперти. Очень архаичный для своего времени храм. Церковь закрыта в конце 1930-х гг., в 2000-х гг. сгорели кровля и перекрытия. В настоящее время здания брошено и разрушается.
Церковь расположена немного в стороне от поселка Березайка и деревни Дубровка, изначально составляла отдельный небольшой населенный пункт. Сейчас здесь несколько домов с западной стороны от храма. Среди них заметно выделяется один, вероятно, бывший священнический, близ церкви. Отметим, что в 1937 году были расстреляны священник храма Алексий Успенский и староста Василий Шикалов. Оба официально прославлены — как священномученик и мученик — на Архиерейском соборе в 2000 году. В доме (если он был церковным домом) мог проживать кто-то из них. К востоку от храма находится новое кладбище, открытое в начале XX в., с валунной оградой.
Состояние храма еще в середине 2000-х гг. было средне-удовлетворительным. Пожар в конце 2000-х гг. привел к катастрофическим последствиям. Уничтожены практически все деревянные части, кладка стен быстро размораживается, здание рушится.
Архитектурно это типичное для валдайского строительства очень архаичное сооружение, которое, если не знать даты его постройки — 1820-1830-е гг. — можно смело датировать на тридцать-сорок лет раньше. Основной объем — восьмерик на четверике с большой полукруглой алтарной апсидой. Конструктивно переход к восьмерику осуществлен самыми архаичными коническими тромпами. Свод восьмерика — лотковый, глухой. В четверике один уровень окон, верхние оконные проемы были пробиты в советское время. Самое необычное в этом храме — оконные проемы окон четверика и апсиды, все решенные одинаково. Окна помещены в небольшие плоские ниши в полукруглыми завершениями, но в них, а также ниже уровня оконных проемов каждому окну соответствуют по две узкие над- и подоконные доски. Архитектурно эта деталь нелогична и неоправданна, тем более удивительно видеть такие вольности во 2 четверти XIX в. Они, а также несколько узких поясков-карнизов по низу окон и составляют весь декор. Трапезная украшена подобным образом, но еще скромнее. Особенностью ее являются две симметричные пристройки-расширения с северной и южной стороны притвора, над которым когда-то поднималась колокольня. Неумением, а скорее слабым архитектурным надзором можно объяснить то, что эти две пристройки выбиваются из линий фасадов — причем на эстетику здесь не обращали внимания. Это именно пристройки, а не сторожки, судя по высоким аркам, пробитым в западной стене трапезной. От храма их пространства не отделяются.
Арка устроена по дореволюционным меркам довольно коряво. Вообще, этому храму, похоже, не везло на хороших мастеров. Перекрытия в трапезной были деревянные и полностью погибли. Причем видно, что перекрытия были от двух потолков — старого и советского, когда в храме был перчаточный цех.
В 1990-х гг. был открыт приход в селе. Но в тот момент здание каменного храма отдано не было, и в полукилометре от него, в деревне Дубровке на главной улице появился новый храм (1999 г.) — Параскевы Пятницы и священномученика Серафима Чичагова. Старая церковь остается заброшенной и разрушается.
Павел Иванов, http://www.tversvod.ru/page406/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?