Дубровицы. Церковь иконы Божией Матери «Знамение».

Первое упоминание о Дубровицах относится к 1627 году: «В Молоцком стану за боярином Иваном Васильевичем Морозовым старинная вотчина с. Дубровицы на реке Пахре, в устье речки Десны». После смерти оного, значительно разросшаяся к тому времени вотчина перешла к дочери Морозова — Аксинье Ивановне, которая вышла замуж за князя И.А. Голицына. С этого времени Дубровицы более чем на 100 лет перешли во владение рода Голицыных. В конце XVII века здесь развернулось большое строительство, связанное с именем князя Бориса Алексеевича Голицына — воспитателя и сподвижника Петра I. Один из самых могущественных вельмож раннего периода петровского царствования, в 1689 году он неожиданно подвергся опале, и был вынужден удалиться в деревню. Звезда Голицына близилась к закату, и потому он преимущественно жил в своих подмосковных вотчинах — Дубровицах, Больших Вязёмах, Марфине.
В 1690 г. князь заложил в Дубровицах необыкновенно красивый храм, истинный архитектурный шедевр. Столпообразное здание, стоящее на высоком стереобате, окружено открытыми галереями с веерообразными лестницами. Над первым четырёхлепестковым ярусом возвышается стройная восьмигранная башня, увенчанная оригинальным ажурным куполом. Белокаменная Знаменская церковь снаружи и изнутри богато украшена резьбой по камню и круглой скульптурой, а также барельефами. Характер скульптуры и латинские надписи (заменённые в последствии на русские) свидетельствуют о подражании западноевропейским католическим барочным храмам, но есть здесь что-то и от «нарышкинского барокко». Голицын смог воплотить столь дерзкий архитектурный замысел только благодаря близости к Петру I, очень интересовавшемуся постройкой этого храма. И освящен был храм при высочайшем присутствии государя и царевича Алексея в 1704 году.
Церковь частично отреставрирована при советской власти, внутренние работы ведутся и сейчас, храм действует.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы расположена в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области. Знаменский храм – уникальный памятник русской архитектуры конца XVII– начала XVIII в., давно вошедший в сокровищницу мирового искусства. Столпообразное белокаменное здание, выполненное в стиле барокко, поднято на высокий цоколь и окружено открытой галереей, декорированной белокаменным кружевом из цветов, фруктов, кистей и проч. Изящная восьмигранная башня церкви увенчана золоченой металлической короной. Фасады храма богато украшены скульптурами святых и ангелов, цветочным и растительным орнаментом, стены четырехлепесткового яруса – бриллиантовым рустом.
Интерьер Знаменской церкви украшают горельефы, выполненные на библейские сюжеты. Сцены «Страстного цикла» сопровождаются латинскими стихами, помещенными в изящные картуши. Такие же надписи имеются и под ангелами с орудиями страстей Христовых. В храме можно увидеть скульптуры с изображением воскресения Христова, коронования Божией Матери и проч. В западном лепестке церкви сохранились двухъярусные деревянные золоченые хоры, на которых в 1704 г. во время освящения храма молился царь Петр I со своим сыном царевичем Алексеем.
Считается, что Знаменская церковь в подмосковной усадьбе Дубровицы была заложена в 1690 г. князем Борисом Алексеевичем Голицыным, воспитателем будущего государя Петра Великого. Царь поддержал строительство нового храма и даже повелел написать для иконостаса два образа – святых князей Бориса и Глеба и апостолов Петра и Павла. Эти иконы сохранились до наших дней. Церковь является архитектурной доминантой древней усадьбы Дубровицы, раскинувшейся у слияния рек Пахры и Десны.
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах с 1990 г. является действующим храмом.
http://www.dubrovitsy-hram.ru/

Прекрасная жемчужина подольской земли, одна из самых красивых церквей Подмосковья, уникальный памятник русской барочной архитектуры – церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы. Церковь расположена среди холмов и лесов, том месте, где сливаются реки Пахра и Десна. Владелец Дубровиц, магнат и крупный землевладелец князь Борис Алексеевич Голицын, был одним из могущественных вельмож раннего периода петровского царствования. В 1689 г. он попал в опалу и удалился жить в загородную резиденцию, где и развернулось большое строительство и появилась задумка отстроить храм в лучших иностранных формах.
Храм возводился на месте бывшей деревянной церкви в период с 1690 по 1704 гг. По некоторым сведениям, к строительству привлекались итальянские мастера. Множество знаменитых гостей и даже сам Петр I присутствовали при освящении храма 24 февраля 1704 г. Освящение проводил местоблюститель Московского Патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан.
В архитектуре церкви прослеживается удивительный синтез русского искусства и традиций западноевропейского зодчества. Основанием центральной части церкви служит квадрат, к сторонам которого примыкают полукруглые трехлопастные части, ориентированные по сторонам горизонта – восточная служит алтарем, а три другие притворами. Нетрадиционное завершение трехъярусной восьмигранной башни золотой короной с крестом в сочетании с белокаменной резьбой по всему фасаду создают впечатление воздушности и легкости. В создании уникальной резьбы участвовали швейцарские мастера, специально для этого привезенные князем Голицыным. Ажурная резьба растекается сплошным орнаментом, изумительным и изысканным, по всему фасаду. Кроме резьбы фасад украшен рельефными скульптурами святых, апостолов, ангелов. По сторонам света расположены веерообразные лестницы. Рельефная скульптура и не менее великолепные орнаменты поражают и во внутреннем убранстве церкви. Особенно обильно барельефами украшено внутреннее пространство восьмигранной башни. Интересно, что изначально скульптурные композиции были сопровождены текстами на латыни, однако при реставрации церкви в середине XIX в. их заменили церковнославянскими. Авторский вариант был восстановлен в 2004 г. Настенная роспись отсутствует, в иконостасе сохранились иконы работы мастеров Оружейной палаты Московского Кремля.
Недавно уникальный храм был внесен в список погибающих памятников. К сожалению, здание храма разрушалось и разрушается под воздействием естественных причин. Кроме того, к разрушению храма приложили руку борцы с религией XX века. В настоящее время ведутся реставрационные работы.
http://www.tutnedaleko.ru/target/cerkov_znameniya_bogorodicy_v_dubrovicah

Впервые село Дубровицы упоминается в документах в 1627 году: «На реке Пахре, усть речки Десны… двор боярский, двор коровий с деловыми людьми… А в селе церковь Илии Пророка деревянна… а у церкви во дворе поп Иван Федоров, а во дворе дьячок и просвирница». Во времена, к которым относится первое документальное свидетельство о Дубровицах, село принадлежало боярину Ивану Васильевичу Морозову, возглавлявшему Владимирский судный приказ. Достигнув старости, благочестивый боярин постригся в монахи, оставив Дубровицы в наследство своей дочери Аксинье, которая вышла замуж за князя Ивана Андреевича Голицына. Именно по инициативе этой семейной четы в селе возвели деревянную церковь Илии Пророка (известно, что службы в ней совершались вплоть до 1690 года). После смены нескольких хозяев Дубровиц, имение в конце ХVII столетия переходит к воспитателю-«дядьке» Петра Первого — Борису Алексеевичу Голицыну. В описании храма, составленном дубровицким священником Сергием Романовским в самом начале ХIХ века, говорится, что Голицын — «муж, ревности ко благочестию исполненный, который почитал единственным себе увеселением посещать и украшать храм Божий. Силою того благочестия движим будучи, восхотел, вместо упомянутого деревянного здания, воздвигнуть храм каменный такого великолепия, какого требует величие поклоняемого в нем Божества». Церковь же Илии Пророка при этом перенесли в соседнюю деревню Лемешово.
По всей видимости, решение Голицына о возведении нового храма было вызвано сразу несколькими причинами. Во-первых, строительство он, похоже, решил приурочить к окончанию своей опалы. Приехав в столицу, Борис Алексеевич сразу показал царю Петру некие наброски. Зачем? По одной из версии, ещё будучи совсем юным, Пётр часто бывал в Дубровицах у своего «дядьки», был увлечён его дочерью, да и саму природу местную любил. «На холме, что круто высится над Десною и полого к Пахре спускается, стоял барский дом-терем. Чуть от него восточнее была церковка… А за нею с холма открывался вид… на низинный луг, обрамлённый роскошными ветлами, что буйно росли вдоль берегов обеих рек, смыкавшихся воедино, образуя как бы мыс корабля», — так описывает пейзаж того времени Э.Г. Филипович в своей книге «Дубровицкие повести, легенды и были». По одной из легенд, которая часто приводится в краеведческих материалах, юный Пётр, однажды посетивший Дубровицы, восклиунул, обращаясь к своему «дядьке»: «Этому бы кораблю, да мачту сих мест достойную! Храм бы такой здесь поставить, чтобы и немцы ахнули! Чтобы другого такого в целом мире не было!». Голицын эти слова запомнил, мысль воплотить в белом камне мечту своего воспитанника с тех пор не оставляла его. Чертежи Петру понравились до такой степени, что он пообещал помочь средствами и попросил не экономить ни на зодчих, ни на отделке. И лично приехал 22 июня 1690 года в Дубровицы на закладку первого камня. А вот на вопрос — кто строил, точного ответа нет.
В книге начала прошлого века «Дубровицы — знатное село, имение князя С.М. Голицына» сказано, что «самые искуснейшие в деле мастера, человек до ста, нарочно были выписаны из Италии». Строили долго и только в летнее время. Сторонники теории иностранного происхождения зодчих Знаменской церкви утверждают, что многие декоративные элементы, использованные при его украшении, в России раньше не встречались. В частности — всевозможные рельефные завитки, экзотические цветы и плоды, вырезанные в камне. Кроме того, специалисты отмечают, что в русской архитектурной традиции не было принято ставить скульптуры апостолов, изображать восстающего из гроба Христа и иллюстрировать традиционно католический сюжет «Коронование Богоматери». Меж тем, всё это можно увидеть в дубровицком храме. И пластика горельефов, и реалистичность персонажей скорее указывают на европейские мотивы эпохи Возрождения. Даже венчающая храм царская корона противоречит православным архитектурным канонам. Более того, многие эксперты предполагают, что среди лепного убранства Знаменского храма зодчий «спрятал» свой портрет. Речь идёт о так называемой «маске мастера» — голове молодого человека над изображением сцены «Возложение тернового венца». Это вполне обычная практика именно для европейского зодчества, но не для русского, для которого вообще весьма характерно стремление к анонимности. Однако версия об итальянском происхождении авторов Знаменской церкви — не единственная. В литературе можно встретить предположение, что храм строил некий Тессинг или безвестный русский мастер. Так, М.М. Дунаев в своей книге «К югу от Москвы» из знаменитой серии «Дороги к прекрасному» пишет: «В облике Знаменской церкви, в её построении, объёмной композиции можно отметить немалое сходство с известными храмами центрического типа, созданными примерно в тоже время: Покрова в Филях, Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря и других».
К концу ХVII века строительство храма завершилось. В 1698 году у Голицына гостил австрийский посланник Иоганн Корб, который в своём дневнике немало восхищается этой церковью. Правда, несколько лет прекрасное здание стояло неосвящённым. Дело в том, что Патриарх Московский Адриан наотрез отказался освящать столь явно выбивавшийся из принятой на Руси традиции храм. В результате освятили церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» только в феврале 1704 года, когда Русская Церковь — после кончины Патриарха и запрета Петра избирать нового Предстоятеля — осталась без своего главы. Освящение совершил местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан (Яворский), «при высочайшем присутствии, — как отмечает в уже упомянутом описании священник Сергий Романовский, — благочестивейшаго Государя Петра Алексеевича и любезнейшаго сына Его благовернаго Государя Царевича и великаго князя Алексея Петровича, знатнейших духовных и светских особ».
По случаю освящения храма в Дубровицах устроили пир на весь мир — царь Пётр обожал застолья. «По Высочайшему соизволению, все как окрестные всякого чина и состояния, и так на 50 верст расстоянием от Дубровиц вокруг находящиеся жители приглашены были для соторжествования, и с удовольствием через семь дней торжества делано было угощение», — сообщается в книге «Дубровицы — знатное село». По окончании торжеств Пётр I отбыл в Петербург — его ждали великие дела. Исследователи «подозревают» в работе над резным и скульптурным декором Знаменского храма иноземных мастеров. Однако существует и другая точка зрения: резали и валяли «наши». И она имеет под собой основания: каменная резьба во многом напоминает «резь» иконостаса. А по поводу создания последнего двух мнений не существует: его точно делали отечественные специалисты. Доподлинно известно, что в имении Голицына искусных резчиков по дереву хватало. Многих их них отправили тогда в Европу постигать премудрости каменной резьбы. И обучение пошло впрок. М. Дунаев отмечает, что на фасадах церкви помещены «обобщённые образы людей необычайной внутренней силы». Внутри же здания мы видим «не сдержанность чувств и самоуглублённое совершение, а экспрессивное выражение страстей». К середине ХIХ века Знаменский храм совершенно обветшал, и неизвестно, чем бы это закончилось, если бы в 1844 году дубровицкий священник Иоанн Булкин не начал буквально засыпать опекунов просьбами о ремонте. Те, недолго думая, дабы обезопасить себя от «бесполезных» трат, решили церковь закрыть. Но неугомонный батюшка пожаловался митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) и своему соседу — московскому генерал-губернатору. После этого реставрация всё-таки началась. Руководил ею архитектор Дворцового архитектурного училища Ф.Ф. Рихтер. Будучи специалистом в области средневекового зодчества, он решил переделать храм в «старорусском» стиле. Рихтер едва успел заменить латинские надписи в интерьере русскими и собрался украсить церковь более традиционными иконами, как последовала новая жалоба святителю Филарету (Дроздову) — всё от того же отца Иоанна. В результате убранство храма удалось сохранить, реставраторы только утварь и паникадило заменили на новые, «под старину», да позолотили хоры и иконостас. Освятили обновлённый храм в августе 1850 года.
Что только не размещалось в дубровицком храме после Октябрьской революции! После разграбления храма, помещение использовали в качестве склада, «квартировавших» в главном доме воспитанников детского дома, военных лётчиков, Института кормления домашних животных (с 1960-х годов — Всесоюзного НИИ животноводства). Лишь в 1990 году Знаменскую церковь вернули верующим. Конечно, помещение, столько лет служившее складом, требовало ремонта. Фронт работ был огромен — начиная с очистки цокольного этажа от груд строительного и прочего мусора и заканчивая просушиванием самой церкви. И позолота на короне требовала восстановления, и крест надо было реставрировать, и отопление с вентиляцией провести… Дубровчане рассказывают, что Знаменский храм трижды оказывался на краю гибели. Впервые — во время Отечественной войны 1812 года. Тогда в этих местах мародёрствовали французы, но дубровицкую церковь они не тронули — уж очень красивой она показалась «утончённым» оккупантам. По этой же причине храм — с минимальными утратами (в частности, он лишился колокольни) — устоял и в послереволюционные годы. В 1941 году, во время наступления гитлеровцев, на крыше Знаменского храма установили пулемёт. Она значилась в списках «приговорённых» к уничтожению. Однако, когда сапёры уже заминировали храм, у их юного командира язык не повернулся отдать приказ. Говорят, он тянул несколько дней, находя разные предлоги повременить со взрывом. К счастью, как раз в те дни немцев удалось остановить, и командир, ответственный за судьбу храма, попросил позвать кого-нибудь постарше. Приехал полковник, потом генерал, чей штаб располагался неподалёку. Последний, увидев необычную церковь и помолчав, произнёс: «Приказ приостанавливаю! Временно. А за неисполнение приказа — обоих…» Но в ту же минуту наши войска в наступление пошли… Так в третий раз церковь Дубровицкую спасла её красота.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №92, 2014 г.

Знаменский храм в Дубровицах — уникальный представитель уникального стиля в русской архитектуре. Впрочем, русской ли? «Построено в России» ведь не гарантирует «русскости». Князь Борис Алексеевич Голицын был ярым сторонником европеизации, и архитектурное течение, которое он пытался привить на русской земле, получило название «голицынского барокко». Это невероятно яркий (и столь же условный) стиль. Почему яркий — понятно без объяснений. А условный в первую очередь потому, что он — во многом искусственный. «Голицынское барокко», в отличие от того же «нарышкинского», не явилось результатом художественного осмысления традиций предшествующих архитектурных поколений, их обновления или синтеза с иностранными художественными веяниями. Голицынский стиль — это чистая европеизация, эффектный, но механический перенос западной манеры на русскую землю. Даже так называемое «петровское барокко» с его экзотическими голландскими вогнутыми шпилями в сравнении с «голицынским» казалось более русским — в нём сохранились традиционная планировка «храма-корабля», знакомая композиция «восьмерик на четверике». Голицынский же стиль полностью порывал с отечественной традицией, ориентируясь более на австрийское зодчество, а через него — на итальянский Ренессанс. Планировка храма-ротонды, центрическая композиция, смелая пластика — в общем, сделать всё, чтобы эта церковь не была похожа на русскую церковь. В итоге развития на нашей почве «голицынское барокко» не получило, и это результат закономерный. Ярчайшие примеры этого стиля — храм Рождества Богородицы в Подмоклове и Знаменская церковь в Перово. Знаменский храм оригинален в плане — он может показаться ротондой, но это не ротонда, а четверик, хотя искусно «закамуфлированный»: с каждой стороны к нему «примыкают четыре апсиды — каждая трёхлепестковой формы. План распространяется в окружающее пространство» причудливой конфигурацией лестниц» («Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства» В.Г. Власова). То есть, по факту, в основание церкви положен всё-таки традиционный крест, хотя и со скруглёнными концами. Традиция спрятана за экзотикой. Что ещё? Обширная открытая паперть, фигурные лестницы, ставшая, кажется, самоцелью рустовка, богатейшая орнаментальная резьба и скульптурные украшения — от изваяний Григория Богослова и Иоанна Златоуста у входа до феерического карниза, полностью скрывающего за белокаменными кружевами и кровлю основного объёма, и нижнюю часть высокого восьмерика. Такого высокого, что он кажется башней, разделённой горизонтальным членением; впрочем, это последнее — чисто декоративный ход, направленный именно на зрительное восприятие. Здание увенчано куполом, снаружи не видным за ажурной золочёной короной с крестом. Металлический ажурный венец покрыт позолотой. Интересны четырёхлепестковые окна в основании короны — это действительно окна, их можно увидеть и изнутри храма, под самым куполом восьмерика-башни.
Очень интересно выглядит сложная фигурная кровля. С земли её не сразу разглядишь — она закрыта поясом белокаменного растительного орнамента и скульптур. Резьба по белому камню в русском зодчестве широко применялась, однако рисунок и приёмы, которые мы здесь наблюдаем, а главное — скульптурные изображения святых, совершенно не свойственны отечественной церковной архитектуре. Эта итальянская «реплика» в 1703 году смотрелась более чем смело… Довольно выразителен вытянутый восьмерик и даже действительно на четверике. Карнизы делят всю конструкцию на три световых пояса. Нижний ярус отмечают выступающие прямоугольные окна со скруглённой верхней частью. Такие же окна есть в среднем ярусе, а в верхнем они — небольшие, восьмиугольные, особенно богато украшенные резьбой. Особенно бросаются в глаза ростовые статуи двух святителей — Григория Богослова (слева) и Иоанна Златоуста (справа от входа в храм). Скульптурное изображение святителя Василия Великого не столь заметно — его поместили на крышу над входом. Сегодня этим скульптурам требуется тщательная реставрация. Высота Знаменского храма с куполом — свыше 42 метров. Благодаря своей необычной башнеобразной композиции, изнутри Знаменская церковь воспринимается как единое сложное целое, раскрываясь сразу вся, во всём великолепии интерьера. Здесь тоже поражает воображение скульптурное убранство. Оно очень динамично, даже экспрессивно (не удивительно — ведь оформлением храма занимались итальянские мастера: в его «иностранном происхождении» у исследователей сомнений нет). При этом убранство полностью подчинено вертикальному построению всего внутреннего объёма храма — чем выше, тем богаче, изощрённее динамизм.
Интересно отметить наблюдение М. Дунаева: «Регистровость композиции интерьера Знаменской церкви обусловила некоторую тесноту в расположении отдельных изображений и определила технические трудности, возникшие перед мастерами, вынужденными порою помещать фигуры во весь рост в сравнительно невысоких ярусах. Этим, вероятно, объясняется некоторое нарушение пропорций человеческого тела в скульптурных изображениях». К слову о регистровости композиции». Если присмотреться, замечаешь, что расположенные ярусами лепнина и рельефы «башни» Знаменской церкви — своего рода аналог традиционного русского иконостаса. В парусах под «башней» помещены изображения евангелистов. Над ними, в первом ярусе, — «Возложение тернового венца», «Несение креста», «Распятие Христово». В следующем ярусе — ветхозаветные пророки (опять же, своего рода пророческий чин); над ними — ангелы; в куполе, вполне в русских традициях, — «Господь Саваоф». Если авторство скульптуры — безусловно итальянское, то безусловно русскими исследователи признают дополняющий богатое внутреннее убранство резной трёхъярусный иконостас (тоже со скульптурами, только деревянными) и великолепные хоры. Последние сами по себе — произведение искусства. Массивные, двухъярусные, нависающие над входом в храм, они сплошь покрыты резьбой. Нижний ярус оформлен в виде галереи, верхний — в виде балкона, опирающегося на колонны этой галереи. Всё сооружение — сочетание величественности и изящества. Несмотря на то, что Знаменская церковь в Дубровицах в советское время была закрыта и долге время использовалась как склад, многие её святыни уцелели. Уцелели — чудом. Иконам и Распятию пришлось пройти через многие испытания, чтобы, в конце концов, вернуться на своё законное место в храме.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск № 92, 2014 г.

В начале XVII ст. в селе Дубровицах была деревянная церковь во имя Илии Пророка. В писцовых книгах 1627 г. значится: «в Молоцком стану за боярином Иваном Васильевичем Морозовым старинная вотчина село Дубровицы на реке Пахре, а в селе церковь Илии Пророка древянна, клетцки, а в церкви образы и книги, и свечи, и на колокольнице колоколы и всякое церковное строение вотчинниково; у церкви во дворе поп Иван Федоров, во дворе дьячок и просвирница; пашни церковные земли 10 четьи в поле, сена 20 копен, в селе двор боярский, в нем живет приказчик, двор коровий с деловыми людьми и 6 мест дворовых крестьянских пустых».
В окладных книгах Патриаршего казенного приказа за 1628 – 76 гг. Ильинская церковь писалась «в вотчине боярина Василия Петровича Морозова», без означения села. В 1646 г. в селе Дубровицах, вотчине боярина Ивана Васильевича Морозова, находились дворы: боярский, приказчий, 13 дворов дворовых людей. В 1656 г. боярин И. В. Морозов ту свою подмосковную вотчину село Дубровицы и село Ерино написал в духовной дочери своей Аксинье, жене князя Ивана Андреевича Голицына. В окладных книгах Патриаршего казенного приказа под 1676 г. в статье об Ильинской церкви отмечено: «впредь писать в вотчине боярина князя Ивана Андреевича Голицына в селе Дубровицах, дани 2 алтына, заезда гривна, платил те деньги той же церкви поп Иван». В 1678 г. в селе Дубровицах показано: «двор вотчинников строится вновь, двор скотный и 4 двора дворовых людей; к селу принадлежала деревня Фокина, Гридина тож, на реке Пахре».
11 августа 1685 г. «по докладной выписке за пометою думного дьяка Лукьяна Голосова, теми вотчинами, которые написал в духовной боярин Иван Васильевич Морозов, в иноцех старец Иоаким, своей дочери княгине Аксинье, велено владеть после ее смерти мужу ее князю И. А. Голицыну с его детьми».
Князя И. А. Голицына не стало, а после него остались дети его «князья Андрей, Иван большой и стольник Иван меньшой». В 1683 г. они полюбовно между собою поместья и вотчины своего отца разделили и село Дубровицы досталось князю Ивану Ивановичу большому Голицыну и того же года оно было продано князю Борису Долгорукову. В 1687 г. у последнего оно куплено женою князя Ивана Голицына большого вдовою княгинею Марфою Федоровною и в 1688 г. продано князю Борису Алексеевичу Голицыну.
При князе Б. А. Голицыне построена была в селе Дубровицах каменная церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, на месте Ильинской церкви, которая была перенесена в село Лемешево, находившееся близ села Дубровиц. /А. Вельтман в «Обновление храма Знамения Пресвятой Богородицы», Москва 1850 г., говорит, что по показанию священника, находившегося в прошлом столетии при оной церкви, храм этот основан в 1690 г. и освящен в 1704 г. в присутствии государя Петра Алексеевича митрополитом Стефаном Яворским./
Князь Б. А. Голицын при жизни отдал это село своему сыну Алексею, по смерти которого жена его вдова княгиня Анна Ивановна в 1734 г. разделила недвижимое имение разных уездов между детьми князя: Сергеем, Яковом и Иваном; село Дубровицы досталось Сергею Алексеевичу, а дочерям Марье и Екатерине она отдала приданые своей вотчины в Ярославском уезде. После князя Сергея Голицына и его жены Настасьи Васильевны селом владел их сын Алексей, а от него перешло к его сыну Сергею. Он продал село Дубровицы в 1781 г. князю Григорию Александровичу Потемкину, а у него оно куплено в 1787 г. Александром Матвеевичем Дмитриевым-Мамоновым.
Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.» Выпуск 7, Перемышльская и Хотунская десятины Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1889 г.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах – один из самых необычных по своей архитектуре и декоративному убранству православный храм Подмосковья, выстроенный на рубеже XVII–XVIII в.в. в бывшей дворянской усадьбе Голицыных. В настоящее время приписанный к Московской областной епархии храм является действующим и имеет статус памятника архитектуры федерального значения. Храм этот называют драгоценной жемчужиной Подмосковья.
Недалеко от Москвы, на территории бывшей дворянской усадьбы Дубровицы находится один из самых необычных православных храмов – церковь Знамения Пресвятой Богородицы, чья захватывающая дух красота и замысловатый декор стали своеобразной визитной карточкой Подмосковья. Появление этой живописной церкви в Дубровицах тесно связано с владельцем усадьбы – князем Борисом Алексеевичем Голицыным, верным соратником и воспитателем будущего императора Петра I. Тёплые и доверительные отношения воспитателя и его царственного подопечного были ненадолго прерваны в 1689 г., когда в результате придворных интриг оклеветанного Б.А. Голицына юный Пётр удалил от двора и опальный «дядька царя» поселился в своём загородном имении в Дубровицах.
Царская немилость длилась недолго – уже в 1689 г. князь был возвращён из деревенской ссылки с новым чином «боярин». Примирение с государем Б.А. Голицын решил увековечить довольно необычно – выстроить в Дубровицах великолепную церковь, посвятив её иконе Пресвятой Богородицы «Знамение». Место для нового храма долго выбирать не пришлось – на высоком мысу, образованном слиянием рек Пахры и Десны, с 1662 г. существовал деревянный храм Ильи Пророка, который по указу князя разобрали и перенесли на погост в соседнюю деревню Лемешево, а на освободившемся месте в июле 1690 г. началось возведение Знаменской церкви. Интересно, что сам Пётр I не только одобрил желание своего воспитателя возвести новый храм и выделил для этого деньги из казны, но и лично присутствовал на молебном чине на основание храма, а в процессе возведения здания неоднократно приезжал в Дубровицы, чтобы посмотреть, как продвигаются строительные работы.
В 1697 (по другим данным – в 1699) г. необычный по своей архитектуре, внешнему и внутреннему убранству храм был возведён из местного подольского камня и благоукрашен, сразу став диковинным экзотическим цветком среди православных храмов Подмосковья. Видимо, внешний вид церкви, украшенной на европейский манер, стал причиной того, что тогдашний патриарх Московский Адриан не дал своего разрешения на её освящение. Хотя есть и другая версия того, почему выстроенный храм был освящён в 1704 г. Возможно, князь Б.А. Голицын просто ждал, когда Пётр I сможет приехать в Дубровицы, а государь выбрался в Москву только спустя несколько лет после окончания строительных работ. Как бы то ни было, в феврале 1704 г. в присутствии самого Петра I и его сына – царевича Алексея экзархом (местоблюстителем Московского патриаршего престола), митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским), получившим этот титул после смерти патриарха Адриана, был совершён чин торжественного освящения главного и единственного престола храма в честь Знаменской иконы Божьей Матери.
Сам Пётр I заказал для новой церкви две иконы, прекрасно сохранившиеся до наших дней – апостолов Петра и Павла и святых князей Бориса и Глеба.
Устроенные князем Б.А. Голицыным по поводу освящения храма торжества продолжались целую неделю, о чём долго ещё вспоминали приглашённые гости князя и местные жители.
Основной объём храма – равноконечный четверик-крест с закруглёнными трёхлопастными концами неизвестный архитектор (ни его имени, ни имён других мастеров, работавших в Дубровицах над Знаменской церковью, в документах не сохранилось) поставил на высокий фундамент и опоясал открытой узкой, огороженной парапетом галереей с широкими фигурными лестницами-всходами. Над основанием храма зодчий поставил восьмигранный столп, увенчав его золочёной ажурной короной с изящным кованым крестом. Убранство церкви выдержано в стиле «барокко» – фасады и восьмигранный столп здания богато украшены тонкой белокаменной резьбой, основу которой составляет растительный орнамент и всевозможные колонки и раковины. Цокольную часть здания храма мастера полностью покрыли тонко профилированным рустом, нижний ярус восьмигранного столпа прорезали большими окнами с полуциркульным завершением, создающим впечатление необычной, опоясывающей основной объём аркады, второй ярус – восьмиугольными окнами на каждой грани, основание короны – поясками, декоративными арочками и резными украшениями. Подчёркивает необычность церкви её скульптурное убранство – западный вход украшен фигурами Иоанна Златоуста и Григория Богослова, свод западного выступа – фигурой Василия Великого, внутренние углы цокольной части здания – скульптурными изображениями евангелистов (Матфея, Марка, Луки и Иоанна), основание четверика между люкарнами – статуями апостолов, фасады – различными рельефными изображениями ангелов.
Не уступает внешнему декору Знаменской церкви и её внутреннее оформление. Вместо традиционной для русских православных церквей фресковой живописи интерьер храма изобилует лепными горельефными композициями библейской тематики и сценами из Евангелия, строго подчинёнными ярусному построению пространства интерьера. Своды и подкупольное пространство оформлены горельефными изображениями ангелов, херувимов и клубящихся облаков, а сам купол – объёмным изображением Господа Саваофа. Скульптурные композиции сопровождены надписями на латыни, расположенными на стенах в украшенных гирляндами и акантовыми листьями картушах. Эти надписи в середине XIX в. по указу митрополита Московского Филарета (Дроздова) во время реставрации были заменены текстами на русском языке и только в 2004 г. восстановлены в своём первоначальном виде.
Дополняют общую картину резной трёхъярусный иконостас, богато украшенный растительным орнаментом и скульптурными изображениями в его нижнем ярусе и двухъярусные хоры, расположенные напротив иконостаса – необычайно красивое резное сооружение, нижний ярус которого выполнен в виде галереи, ограждённой деревянными резными панелями и обходящей западную часть храма. Опирающиеся на галерею колонки поддерживают балкон верхнего яруса, ограда которого состоит из изящных столбиков-балясин.
Интересно, что во внешнем оформлении и внутреннем убранстве храма хорошо прослеживается симбиоз русского и западноевропейского искусства. Влияние западноевропейского зодчества присутствует в необычном завершении Знаменской церкви, её скульптурном декоре и надписях на латыни, поэтому она является своеобразным символом плодотворного слияния и взаимообогащения двух искусств.
В 1812 г. в Дубровицах хозяйничали французы, но, к счастью, никакого вреда храму они не нанесли – видимо, западноевропейский вид Знаменской церкви вызывал у них ностальгию по дому, поэтому ни её убранство, ни интерьер не пострадали.
Поддерживать Знаменский храм в хорошем состоянии старались все владельцы усадьбы Дубровицы. Так, в 1848–1850 г.г. тогдашний хозяин имения граф М.А. Дмитриев-Мамонов спонсировал реставрацию здания храма. Для масштабных работ было приглашено около 300 мастеров, которыми руководил архитектор и реставратор Фёдор Фёдорович Рихтер. В августе 1850 г. отреставрированная церковь была освящена митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым).
После 1917 г. церковь ещё более десяти лет была действующей, пока в 1929 г. в ней не прекратились богослужения. Уже в сентябре 1931 г., находившуюся рядом с храмом колокольню с церковью мучеников Адриана и Наталии (предположительно первой половины XVIII в. постройки), разрушили, а в самом храме, закрытом более двадцати лет, в 1950-х г.г. разместили склады Всесоюзного НИИ животноводства (сейчас – Всероссийский НИИ животноводства им. Л.К. Эрнста).
Все сорок лет, пока храм находился в ведении института, в нём велись реставрационные работы, не завершённые и к 1990 г., когда по многочисленным просьбам верующих его передали в ведение РПЦ. В октябре того же года тогдашним епископом Можайским Григорием (Чирковым) было совершено первое торжественное богослужение.
Начавшиеся в 1990 г. ремонтно-реставрационные работы продолжаются и в наши дни, но храм является действующим, в нём совершаются богослужения и отправляются церковные требы. Причт храма состоит из настоятеля – протоиерея, священника и диакона. При церкви действует воскресная школа и паломническая служба, а прихожане осуществляют различную социальную деятельность – благотворительные экскурсии для детей, ветеранов, инвалидов, пенсионеров; беседы со священниками, паломничества по святым местам, посещение выставок, музеев, концертов; помощь брошенным детям, находящимся в Подольской городской детской больнице.
http://www.bankgorodov.ru/sight/cerkov-znameniya-presvyatoi-bogorodici-dybrovici

В подмосковной усадьбе Дубровицы воссоздали уникальную колокольню с храмом святых мучеников Адриана и Натальи. 8 ноября 2022 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил там чин малого освящения этого сооружения. В богослужении приняли участие губернатор Московской области Андрей Воробьёв, митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий, благотворители, строители и архитекторы.
В усадьбе Дубровицы, при церкви Знамения Пресвятой Богородицы, в последние годы была воссоздана утраченная в 30-е годы прошлого века трёхъярусная колокольня с храмом в честь святых мучеников Адриана и Наталии. Почти век спустя в Дубровицы вернулся колокольный звон.
Внешний облик колокольни сер. ХVIII века был воссоздан по архивным фотоматериалам специалистами архитектурного бюро «Парсек» Даши Намдакова. Барельефы для нижнего храма выполнены скульпторами «Лихоборских мастерских» под руководством Чингиса Намданова. Иконы для иконостаса и киотов написаны иконописцами палехской мастерской Владимира Курилова. Ансамбль из 11 колоколов отлит на колокололитейном заводе «Вера» в Воронеже.
С сайта: https://riamo.ru/article/596511/Воробьёв принял участие в богослужении в рамках освящения храма колокольни в Дубровицах

Знаменская церковь в Дубровицах была заложена 22 июля 1690 года. По неподтверждённым данным, при этом событии присутствовал сам Пётр Алексеевич. Факты однозначно свидетельствуют о том, что император был почётным гостем при торжественном освящении храма, которое состоялось в 1704 году. Торжественному событию предшествовало недопонимание со стороны Церкви. Так, Патриарх Адриан сперва отказался освящать этот храм. Для той эпохи его облик был нарушением большинства многовековых канонов православной храмовой архитектуры. Явное подражание архитектуре католических соборов, использование скульптур, корона, венчающая храмовый купол…
О скрытой символике последнего архитектурного приёма до сих пор спорят искусствоведы. По одной из версии, Голицыны хотели увековечить в камне особое расположение императора к их семье, подчеркнуть факт особой близости их фамилии к российской короне. По другой же версии, корона на куполе Знаменской церкви имеет исключительно религиозный смысл и смволизирует Царствие Небесное. Пройдут годы, в России появятся многие храмы, заимствующие архитектурные формы европейских стран. Но Знаменская церковь в Дубровицах по-прежнему останется в общественном сознании «бриллиантом», диковинной шкатулкой, открывшей дверцу в мир совершенно иной архитектуры.
Из журнала: «Московское наследие». №1 (79) за 2022 год/Вадим Разумов. «Петровские» достопримечательности Подмосковья: усадьбы, храма и памятные места/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?