Рубрика «Малоизвестные шедевры Третьяковской галереи». Дубовской Николай Никанорович «Улица южного города» (1908). Николай Дубовской – пейзажист, акварелист, иллюстратор. Активный член ТПХВ с 1886 года, получивший образование в Академии художеств у Михаила Клодта, занимался педагогической деятельностью, профессор пейзажной мастерской ВХУ с 1911 года.
«Улица южного города» – одна из поздних работ художника, написанная им во время путешествия по Швейцарии в 1908 году. Дубовской на протяжении всей жизни совершал заграничные поездки, в которых стремился не только познакомиться с европейскими музейными собраниями, но и запечатлеть городские виды на своих полотнах.
Дубовской не перегружает пейзаж подробностями, стремясь сохранить общее пространственное впечатление. Изображая широкий перекресток летним солнечным днем, он выбирает высокую точку зрения. Передний план картины занимает аллея с высаженными деревьями. За ними видны рыночные палатки, у которых толпятся горожане. Часть из них прогуливается по уходящей влево холста дороге. На заднем плане разноцветные здания сливаются с холмами, которые переходят в покрытые туманом горы.
Цветовая гамма в картине сведена к палитре пастельных оттенков розового, желтого, бежевого, серо-голубого с акцентом темно-зеленого. Таким способом художник, на первый взгляд, как бы отделяет пейзаж от городской застройки, которая написана лаконично и обобщенно, – Дубовского мало интересует архитектура. Он не ограничивается изображением перспективы улицы и не стремится передать впечатление городской жизни внутри нее, как поступают, к примеру, Валентин Серов и Константин Коровин в пейзажах 1900-х годов. В центре его внимания, как и всегда, находится баланс между природным и человеческим – город оказывается вписанным в окружающий пейзаж и не противоречит ему.
В отличие от своих современников Дубовской сохраняет любовь к широким панорамным видам. Он обращается к излюбленной композиции и в городских пейзажах, которые активно пишет с начала 1900-х годов. «Наводнение на Екатерининском канале» (1903, Ярославский художественный музей) близко по композиции и по общему настроению к «Улице южного города». Мастер передает залитое светом пространство с помощью рефлексов бежевого и белого цветов. Это заметно и благодаря фактуре. Художник пишет картину отрывистыми густыми мазками, по-своему восприняв импрессионистическую манеру.
Источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва