Вознесенская женская община основывается протоиереем Иоанном Алексеевичем Покровским, пребывавшим настоятелем Успенского храма посада Дубовки в 1847-1850 гг. и в 1853-1876 гг. Современники характеризовали его как «человека замечательного по своей жизни, усыпанной терниями, по своим остроумным проповедям и по особой любви к страждущему человечеству». После смерти матушки и гибели в Петербурге сына-студента, он жил один, следуя духовному водительству со стороны двух старцев – о. Андриана из Югской пустыни Ярославской губернии и о. Петра из Иерусалимской слободы Тверской губернии. Ведя жизнь настоящего аскета, священник выкопал в своём саду пещерку для уединённой молитвы (ныне на месте его дома размещается санаторий). Желая насадить благочестие среди односельчан, из которых многие принадлежали к различным толкам и сектам (старообрядцы, молокане, толстовцы и т.п.), о. Иоанн решился устраивать под Дубовкой обитель, на что его подвиг и прибывший от о. Петра послушник – некий раб Божий Иван Иванович, привезший благословление старца. Архипастырское благословение преподал ему и епископ Саратовский Иоаннкий (Руднев), к которому он ездил в 1864 г.
При учреждении общины Дубовское посадское общество пожертвовало обители 1271/2 дес. земли. Сразу же откликнулся на этот почин владелец кирпичного завода мещанин М.Ф. Посохин (после его смерти завод и 10 десятин земли под ним были отданы монастырю). Летом 1864 г. о. Иоанн покупает у мещанки А.И. Шишлянниковой за 1000 руб. усадьбу с садом и двумя прудами близ посада. Строящаяся обитель испытывала недостаток питьевой воды, за которой надо было далеко ходить. Тогда и происходит чудо, изложенное в начале XX в. П.М. Посохиным. Он наблюдал как о. Иоанн вставши на колени и воздев руки к небу долго и слёзно молился, а потом приподнялся и повис в воздухе. От крика свидетеля, батюшка очнулся и велел отметить это место, где вскоре был вырыт колодец со вкусной водой. В октябре 1865 г. возводится первый флигелёк, в котором поселились 5 насельниц (А.И. Заволженская, Т.И. Бондаренко и другие).
7 ноября (ст.ст.) 1865 г. служится первая торжественная всенощная, что и считается основанием обители. Отныне с 1865 г. и по 1876 г. о. Иоанн бессменно пребывает духовником её насельниц. А летом 1866 г. место под общину освящает саратовский преосвященный Иоанникий. Летом 1866 г. начинается строительство двухэтажного келейного корпуса во главе с домовым холодным однопрестольным храмом в честь св. Иоанна Предтечи, а также ограды. Он был освящён осенью 1866 г., а всю зиму и весну 1867 г. его расписывал иконописец Герасим Иванович Смирницкий из Саратова. Первым священником стал старенький Кирилл Пимонович Орлов, прослуживший 4 года и ушедший на покой. А первой настоятельницей стала рясофорная послушница Виталия из Бежецка, назначенная по ходатайству Покровского. Пожертвования на обитель собирала Е.И. Колесова (впоследствии монахиня Евстолия). Жители Дубовки оказывали всемерную помощь становлению монашеской жизни, но были и отдельные нестроения – в 1872 г. после ухода матушки Виталии служащий здесь священник Павел Павильонов начинает жаловаться на о. Иоанна саратовскому епископу Тихону. Многие сёстры покидают обитель, ссылается под начал в Саратов и монахиня Виталия. И хотя в ходе проверок никаких прегрешений за о. Иоанном не нашли, ему запретили посещать общину и служить в ней, а также назначили новую настоятельницу – мантийную монахиню Марию из Саратовского монастыря. Ко всем этим бедам в августе 1867 г. в корпусе начался пожар, уничтоживший все деревянные части, правда, церковь удалось спасти. В 1871 г. за женской общиной с богадельней для пожилых людей при ней закрепляется пожертвованное о. Иоанном Покровским и посадскими жителями имение. В 1875 г. мещанин Н.Д. Тарасов жертвует женской общине колокол на 110 пудов ценою в 1700 руб. Дрязги в общине продолжаются, и чтобы не дать им разрушить соделанное, о. Иоанн направляет послушниц Евлампиеву и Пелагею Дорошенко искать защиты у самой царицы. Государыня Мария Александровна после встречи с ними в 1876 г. признала правоту священника.
В обитель направляется из Саратовского Крестовоздвиженского монастыря новая настоятельница — Виталия II, управлявшая ею с 1876 и по 1904 гг. Она происходила из унтер–офицерской семьи, получила хорошее домашнее образование. Ко времени её прихода о. Иоанн Покровский был уже в летах. По свидетельству насельниц, о. Иоанн предсказал день своей смерти, будущее окончание нестроений и своё посмертное оправдание. Его жизненный путь прервался в ночь с 28 на 29 октября 1876 г. Владыка Тихон, как раз прибывший в Дубовку на освящение Воскресенского храма, поклонился праху священника и просил простить его за причинённые обиды. Страдалец был погребён напротив алтаря монастырской церкви (на 1914 г. его могила, покрытая чугунной плитой, уже попала внутрь тёплого храма). А настоятельница, продолжая его дело, восстанавливает сгоревший корпус и заканчивает роспись Тихвинского храма (иконостас делал мастер Тюфилин из Казани, а иконы заказали в Москве у мастера Виталиева). В этом корпусе размещаются 30 келий, рукодельная на верхнем этаже, и трапезная на нижнем, примыкавшем к храму. В каждой келье имелась изразцовая печь «с чугунными приборами» (это здание сохранилось, правда, без печей). Сёстры роют второй колодец, получают место под кладбище. Верующие активно вносят пожертвования на будущий собор для монастыря, известны имена крестьянки Расторгуевой, сдавшей 1500 руб. и царицынской купчихи П.П. Мордовкиной — 600 руб. Помогал обители и богатый купец-старообрядец И. А. Репников. Закупкой стройматериалов заведовала сестра Акилина Филипповна. И вот 29.05.1880 г. на праздник Вознесения Господня закладывается каменный Вознесенский собор. Он строился 5 лет архитектором Езеровским и подрядчиком Ежовым, и когда уже достраивался купол храма, 3 ноября он внезапно обрушивается вместе со всей массой кирпича (до 300 тыс. штук) с высоты 42 м. Настоятельница прощает горе-строителей, и приглашает других — архитектора Салько с подрядчиком Андреевым, и всё начинается сначала. На этот раз огромную помощь в 10000 руб. оказала купчиха Дивеева и другие жители Дубовки, а всего постройка обошлась в сумму более 100000 руб. В соборе кроме главного имелись приделы Тихвинский и св. Пантелеимона. За свои труды в 1888 г. настоятельница Виталия награждается золотым наперсным крестом от Святейшего синода. Достойно потрудился и священник Феодосий Никольский, заведовавший канцелярией. Ему удалось создать прекрасный хор. Также несомненным плюсом их работы была организация в 1888 г. школы грамоты, созданной на средства обители. На 1891-1893 гг. здесь преподавали две послушницы, имевшие домашнее образование.
К 90-м годам XIX века в обители появляются игуменский корпус, хозяйственный корпус (пекарня и ковроткацкая мастерская), дом священника. С достройкой собора (главный престол освящается 19 сентября 1891 г.) возводится и келейный корпус, и детский приют, открытый в сентябре 1893 г. По документам Саратовского Преосвященного к 1891 г. монастырь имел капитал в 15 334 руб., земли 1078 десятин (часть пахотной, часть под садами и огородами), кирпичный завод, водяную мельницу. Только в 1891 г. дубовский купец Д.К. Шестаков жертвует сёстрам целых 938 десятин пахотной и луговой земли около с. Оленье, где расположился монастырский хутор. Годовой доход монастыря превышал 11000 руб. (из них на содержание монастыря и жалованье священнику уходило 2220 руб. 60 коп.). Священник получал от обители содержание в 540 руб. в год (часть из них провизиею). Проживало тогда здесь 182 насельницы, 10 престарелых безродных женщин и 10 девочек-сироток. Достаточное число сестёр и крепкое хозяйство дали возможность хлопотать о придании общине статуса полноценного монастыря.
В 1892 г. Святейший синод утверждает появление общежительной обители, а 22 августа 1892 г. жалует уже тяжело больной настоятельнице Виталии игуменский сан. 10 декабря того же года следует постриг в мантию 14 насельниц, а через пару лет постригают ещё 12 сестёр. Утепляется и становится зимней домовая церковь, соединённая со старым храмом Иоанна Предтечи. Перестроенная в 1897 г. церковь освящается архиепископом Николаем в честь Собора Пресвятой Богородицы. Не обходили святое место стороной и несчастья. Так, в мае 1903 г. обитель охватывает сильный пожар, уничтоживший большинство хозяйственных служб. А в июле 1908 г. во время службы в церковь ворвались пятеро вооружённых бандитов, стали стрелять и допытываться, где хранятся деньги, но сёстры успели ударить в набат. Грабители (возможно, из революционеров-экспроприаторов) скрылись, прихватив немного денег из свечного ящика. Несмотря на тяготы, обитель растёт, — в начале XX в. прикупает ещё и фруктовый сад в 10 десятин по р. Дубовочка, строит деревянный корпус и сестринскую больницу, школу грамоты. В период 1908-1911 г. капиталы монастыря составляют 100 000 руб. На монастырском хуторе у с. Песковатка обрабатывается 120 десятин под овощи, работает водяная мельница. По причине болезни игуменьи Виталии все эти заботы ложатся на плечи казначеи Августы, к которой с 1904 г. переходит управление монастырём. В 1907 г. игуменья Виталия скончалась. Синод утверждает монахиню Августу в должности настоятельницы в 1906 г., в 1909 г. даёт ей игуменский сан.
В конце ноября 1909 г. к здешним святыням приезжают личности, гремевшие на всю Россию — Григорий Распутин и иеромонах Царицынского Свято-Духова монастыря Илиодор (Труфанов). Последний позже вспоминал об этой поездке в скандальной книге «Святой чёрт», говоря, что монастырь, планировал с помощью старца устроить у себя водоёмы. По рассказам местных жителей в те времена существовал и подземный ход, ведущий на левый берег Волги. Активная настоятельница вместе со священником Феодосием Никольским 10 января 1909 г. удостаиваются серебряных медалей в честь 25-летия церковно-приходских школ. А в 1913 г. игуменья Августа награждается наперсным золотым крестом за 45-летнее служение Богу и людям. Число желающих принять на себя этот подвиг растёт. Темпы роста можно даже проследить: так, на 1887 г. здесь подвизаются 11 монахинь и 48 послушниц, на 1897 – соответственно 24 и 209, на 1911 г. — 43 и 289 (на этот год в школе обители также занимаются 10 девочек). В 1914 г. епископ Палладий постригает в схиму 4 стариц и в мантию – 4 послушниц. На 1 января 1915 г. здесь числится 60 монахинь и 289 послушниц. Имя одной из сестёр было узнано благодаря памятной надписи на книге «Краткий исторический очерк возникновения и развития Вознесенского женского монастыря при посаде Дубовки, Царицынского уезда, Саратовской губернии». Игумения Августа подписала её монахине Феофании 5 марта 1916 г. Насельницы активно занимались миссионерской работой среди жителей Дубовки и окрестностей. Историком З.П. Тининой был введён в научный оборот интересный документ «Отчёт о состоянии раскола и сектантства в Саратовской епархии за 1913 год», где говорится о создании епархиальных миссионерских курсов для монахинь женских монастырей. Курсы «имели своей целью подготовление монахинь к служению делу миссии в качестве книгонош и происходили в течении июля месяца в Саратовском Кресто-Воздвиженском женском монастыре». От каждой обители, в том числе и Дубовской, были посланы 2 – 3 сестры «преимущественно из учительниц монастырских школ и их помощниц».
Обитель была нештатной, и принадлежала ко 2-му благочинническому округу Царицынского уезда. Если говорить о её имуществе, то на 1915 г. на отстроенном скотном дворе содержались 25 коров, 10 лошадей, 6 верблюдов, 20 быков, 20 штук молодых животных. В документе же «Перечень инвентаря Дубовского женского монастыря» от 1913 г. кроме двух храмов упоминаются более 50 построек – кельи, большой каменный дом игуменьи с комнатами для высоких гостей, архиерейские покои, просвирня, мастерская по изготовлению ковров и цветов для икон, кухни, зерновые амбары, каретная, склады, два колодца с часовенками, сиротский дом с 15 проживавшими сиротками (дети обучались здесь на полном пансионе), странноприимница на 40-50 человек, богадельня с 10-15 окормляемыми старушками, ветряная мельница. В самом посаде Дубовка монастырь имел 5 домов с пристройками и баней, а в Царицыне – подворье, пожертвованное почётной потомственной гражданкой Ю.Д. Репниковой на углу Надеждинской и Екатерининской улиц.
Также принадлежало обители и подворье в с. Городище (старое название — Красный Колодезь) с 25 десятинами земли, пожертвованной царицынским купцом Степаном Кирилловым. Здесь у святого источника однажды летом явилась пастухам чудотворная икона св. вмчц. Параскевы Пятницы. Трижды прихожане пытались перенести её в одну из церквей Царицына, но всякий раз она возвращалась на место. Написана икона была на двух досках, высота около 2 пядей. Святая Параскева изображалась по пояс, в правой руке сжимала мученический крест, а в левой свиток с текстом символа веры. Над её головой — два ангела, держащие венец славы. Хранилась святыня в деревянной часовне, которую обновляли по ветхости ещё в 1866 г. Новую часовню в 2 этажа построили в 1870 г. на каменном фундаменте. На 1-ом этаже был родник с каменным бассейном, а на 2-ом иконостас под золото с 4-мя главными иконами. Сама часовня принадлежала сельскому храму в Городище. Рядом с ней располагались другие постройки, относящиеся уже к подворью – дом, баня, конюшня и даже бассейн для омовения. К роднику потянулись верующие. На девятую пятницу после Пасхи здесь собирались 2-3 тысячи богомольцев из многих уездов Саратовской и Астраханской губерний и Области Войска Донского, и 3 дня шёл праздник, а на площади ярмарка. А через неделю, в 10 пятницу в Городище собирались богомольцы лишь из Царицына и окрестных сёл. В октябре 1910 г. паломников повёл к «Девятой пятнице» известный своей экстраординарностью настоятель Свято-Духова монастыря иеромонах Илиодор. Многотысячная толпа прибыла в Городище. В маленьком местном храме была взята икона, и с ней паломники отправились к святому источнику и часовенке. Там началась Всенощная. В глубокой котловине среди деревьев почти всю ночь стояла коленопреклонённая толпа. Утром здесь же была проведена Литургия, после чего крестный ход отправился назад к Свято-Духову монастырю. Паломничества к иконе проводили и общества трезвости, существовавшие при нескольких храмах Царицына. А к роднику паломничества продолжались и в советское время.
Так, например, А.П. Агаркова, родившаяся в 1913 г., вспоминает, что в детстве видела у колодца 8-10 монашек, кормивших паломников. А после Победы в 1945-46 гг. сюда стекалось до 700 человек под руководством священников или монашек. В годы хрущёвского гонения на Церковь, источник был ликвидирован. Но люди ходили сюда ночью и немного откапывали его, чтобы набрать воды. Сейчас родник вновь пробивается в овраге, и над ним сооружена часовенка. До революции паломники вереницей тянулись и к святыням самой обители, в числе которых была местночтимая Тихвинская икона Божией Матери, исцеляющая больных и одержимых. Её подарила монастырю П.Г. Воронина, получившая икону от московского торговца Краюшкина. Икона попала к нему чудесным образом, уцелела при пожаре, а после обновилась. Заказав для неё ризу, Краюшкин пожертвовал икону Дубовской обители. А 8 февраля 1911 г. сюда прибывает чудотворная икона Седмиезерской Смоленской Божией Матери из Царицына. 25 августа 1917 г. по указу Святейшего Синода №8576 настоятельница игуменья Августа увольняется по болезни.
Но вот пришло время испытаний, и настоятельница вместе с 14 монахинями были расстреляны бандитами. Один из дубовских старожилов, опрошенный краеведом Л.Г. Красник, наблюдал, как монахинь привезли к Пичугинскому оврагу, стали скидывать их туда и стрелять (примерно в 1920 г.). В 1919 г. заведующий отделом народного образования Губин открывает здесь городок под названием «Коммунист» и арестовывает двух монахинь якобы за грубое обращение с детьми из приюта. В марте 1922 г. под предлогом борьбы с голодом безбожники проводят опись ценностей монастыря и забирают 2 пуда 2 с четвертью фунта серебра. Из строений первым разрушили Вознесенский собор, кирпичи от которого просто растащили. Второй храм превратили сперва в клуб, а затем и в склад. В стенах обители попеременно обосновывались то школа красных комиссаров, то колония несовершеннолетних преступников, то курсы механизаторов, а под конец большевистского правления — школа-интернат для умственно-отсталых детей. Уже в 70-е годы развалили стены с уникальными воротами. На 1923 г. здесь активно действовало кооперативное товарищество «Новый труд», зарегистрированное насельницами и имевшее даже устав. Но губернский земельный комитет в июле 1923 г. приказывает закрыть все религиозные коммуны, и в ноябре 1925 г. здесь располагается сельскохозяйственная детская колония с более 500 ребятами. Воспитанники детских домов приучались к труду на земле и ремёслу. На июнь 1926 г. они выращивали пшеницу, просо, картофель, овёс, имели фруктовый сад на 15 га, свои бахчи и огороды. Но сёстры, разошедшиеся по сёлам, не оставили своего служения. В докладах уполномоченных по делам РПЦ говорится, например, что в первом квартале 1944 г. под руководством монахинь совершались как легальные, так и нелегальные богослужения в Дубовском и других районах области.
В 1991 г. монастырь был частично возвращён Церкви (зимний храм и несколько строений). Школа-интернат, занимавшая многие его помещения, закрывается только в сентябре 1995 г. Всё передавалось сёстрам в таком разбитом и изношенном состоянии, что некоторые здания пришлось строить заново. Первым священником стал о. Сергий Ермаков, также писавший и иконы для иконостаса. Тогда 7 ноября прибыли и первые насельницы: монахиня Евфалия, послушницы Вера и Любовь. Первое время их общину возглавляла монахиня Олимпиада, а затем монахиня Вера. 06.06.1992 г. был найден и открыт варварски разграбленный большевиками склеп прот. Иоанна Покровского, ныне ковчег с его мощами находится в храме. Другая ценность — икона из Афона со многими частицами святых мощей, была подарена обители в 1994 г. В мае 1993 г. старшей сестрой здесь становится монахиня Христина, в 1997 г. награждённая золотым наперсным крестом, вместе с о. Сергием, получившим его в 1998 г. Матушка Христина (в схиме Валентина) умирает в октябре 1998 г. и настоятельницей становится монахиня Анна. В новом келейном корпусе с 1996 г. уже проживали 12 юных насельниц. Также к монастырю протягивается газопровод, восстанавливаются гостиница для паломников и главный келейный корпус, строится звонница, очищается и зарыбляется пруд, территория обносится оградой и благоустраивается. Общая площадь принадлежащей обители земли – 541 га, из которых 209 га — пашни, 1 га — садов и 240 га — пастбищ. В хозяйстве есть огороды, коровник, курятник, хлебопекарня, пошивочная мастерская.
Некоторое время при монастыре проводили свои летние поселения студенты Свято-Сергиевского епархиального училища православной катехизации и церковной педагогики (руководитель – протоиерей Анатолий Гармаев). Они также сочетали молитвы и занятия с детьми, труд на огородах и отдых. На 2000 г. здесь насчитывалось уже 37 сестёр. Обитель имеет своё подворье в Волгограде – храм св. Иоанна Предтечи, построенный в 2001 г. на средства тогдашнего депутата Госдумы Евгения Ищенко (ныне глава администрации г. Волгограда). Восстановлению первой церкви Царицына помогали также ОАО «Лукойл», «Каустик» и другие благотворители.
С.М. Иванов
Вознесенский монастырь, общежительный, в посаде Дубовке, на берегу Волги, в 49 верстах от города Царицына. Учрежден в 1892 году из женской общины, существовавшей с 1871 года. Здесь находится особо чтимая Тихвинская икона Божией Матери. При нем богадельня и школа — приют для малолетних девочек — сирот.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Летом 1866 г. Саратовский еп. Иоанникий (Руднев) освятил место под постройку мон-ря. Одновременно на средства Покровского был построен 2-этажный кирпичный келейный корпус (длина 69,4 м). Декор фасадов сосредоточен на оконных проемах и нишах в виде сандриков и пилястр с арочными архивольтами. Осенью 1866 г. в вост. части корпуса была освящена ц. во имя св. Иоанна Предтечи (расписана саратовским худож. Г. И. Смирницким). 1-м настоятелем храма стал свящ. К. П. Орлов. В 1870 г., во время пожара, кельи и храм пострадали, в 1876 г. были восстановлены, церковь освящена Саратовским еп. Тихоном (Покровским) в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
Собор в честь Вознесения Господня был заложен 29 мая 1880 г. еп. Тихоном (Покровским), освящен 19 сент. 1891 г. Саратовским еп. Авраамием (Летницким). В 1910 г. в соборе были освящены приделы в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя вмч. Пантелеимона. 5-главый храм был выстроен в русско-визант. стиле и выделялся среди построек мон-ря не только крупным объемом, но и монументальностью архитектурно-художественной трактовки. Автор проекта — саратовский губернский архит. А. М. Салько. Собор строился на средства крестьянки Расторгуевой, купчихи Ф. И. Дивеевой и др. жителей Дубовки.
Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1894-1897) был построен по проекту Салько и освящен в 1897 г. Саратовским еп. Николаем (Налимовым). Храм составлял с келейным корпусом единое целое, выдержан в скромных формах рус. стиля, крестообразный, 3-апсидный. Первоначально был перекрыт 8-лотковым сводом. Завершение храма утрачено, в наст. время заменено 4-скатной кровлей с небольшой главкой. Основные декоративные элементы — пучки полуколонок с капителями в виде кубов на углах храма и торцах рукавов, аркатура под карнизом фронтонов.
Среди святынь Д. м. была местночтимая Тихвинская икона Божией Матери — дар П. Г. Ворониной и московского торговца Краюшкина. 8 февр. 1911 г. из Царицына (ныне Волгоград) в Д. м. была принесена чудотворная Смоленская Седмиезерская икона Божией Матери.
В 1888 г. на пожертвования купчихи Дивеевой был построен 2-этажный игуменский корпус в стиле эклектики (совмещение древнерус. и классической архитектуры) с архиерейскими покоями и кельями для гостей. Основу декоративного убранства составляют ступенчатые кронштейны под карнизом, лучковые и килевидные наличники, ниши, рустованные лопатки. К нач. 90-х гг. в Д. м. были построены еще один 2-этажный монашеский корпус, дом священника, корпус для пекарни и ковровой мастерской, возведена ограда вокруг собора.
В вост. части Д. м. находился корпус приюта для девочек-сирот. Главный его фасад обращен к соборной площади и широкими лопатками делится на ритмические группы. Декорация фасадов состоит из оконных наличников и прямоугольных филенок. Наличники 1-го этажа в виде лучка с гирьками на концах, 2-го этажа — легкие с перехватом лопаточки, поддерживающие многопрофильный лучок. В Д. м. были открыты богадельня для престарелых, странноприимный дом на 40-50 чел. В нач. XX в. в Д. м. была также построена больница для сестер, открыта школа грамоты. Территория мон-ря имела форму неправильного прямоугольника и была обнесена кирпичной стеной высотой более 2 м с круглыми башнями по углам. Главные ворота располагались в стене, обращенной на юг. Сев. часть комплекса занимала хозяйственная зона.
В 1918 г. Дубовским отделом народного образования в Д. м. был открыт детский городок «Коммунист», ок. 1920 г. настоятельница игум. Августа и 14 монахинь были расстреляны. В 1922 г. Д. м. был закрыт, сестры объявлены вольными гражданами. С 1923 г. в зданиях мон-ря размещалась сельскохозяйственная религ. коммуна «Новый труд», с нояб. 1925 г.- колония для подготовки воспитанников детских домов к сельскому хозяйству и ремеслу, затем — школа-интернат для умственно отсталых детей и др. учреждения. К кон. 30-х гг. были разрушены Вознесенский собор, келейные и хозяйственные постройки, в 70-х гг.- ограда и центральные ворота; в Тихвинском храме находился клуб, затем склад.
В 1991 г. по инициативе Волгоградского еп. Германа (Тимофеева) распоряжением исполкома Волгоградского обл. совета народных депутатов от 17 июля 1991 г. часть построек Д. м. была возвращена Церкви. Решением Свящ. Синода РПЦ от 30 авг. 1991 г. Д. м. был возрожден. В нояб. того же года в нем появились первые насельницы, начались богослужения. К 2007 г. отремонтированы 2-этажный игуменский корпус и 2-этажный келейный корпус с ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери, построены звонница, новый келейный корпус, хозяйственные службы, баня, ведется строительство надвратной часовни во имя св. Иоанна Предтечи. В 1992 г. был открыт склеп прот. И. Покровского, к 2007 г. ковчег с его останками находился в Тихвинской ц., перед ним ежедневно совершаются заупокойные службы. В 1994 г. мон-рю была подарена икона ап. Иоанна Богослова и прп. Афанасия Афонского, написанная на Св. Горе Афон. В иконе находятся частицы Креста Господня, камня Гроба Господня и мощей прор. Исаии, сщмч. Игнатия Богоносца, святителей Василия Великого, Амвросия Медиоланского, мч. Протасия и неизвестного святого. Д. м. принадлежит подворье в Волгограде — каменный храм во имя св. Иоанна Предтечи с деревянной часовней. В Д. м. проживает более 40 насельниц, настоятельница — игум. Анна (Ерофеева).
http://www.pravenc.ru/text/180524.html#part_3