Драгоценные металлы в русском стиле.
Наиболее полно и ярко русский стиль проявил себя в золотосеребряном деле. Связано это прежде всего со спецификой материала. Изделия из драгоценных металлов в силу своей презентативности всегда оказывались в центре внимания современников. С неизменным успехом представлявшие отечественное искусство на всероссийских и всемирных художественно-промышленных выставках, служившие памятными подарками и даже просто выставленные в витринах магазинов они не только популяризировали национальное направление в искусстве, но не редко определяли вектор его развития.
Вторая половина XIX и начало ХХ века стали временем наивысшего подъема отечественного золотосеребряного искусства, его триумфального выхода на международную арену. Появившиеся в это время ювелирные предприятия Сазикова, Губкина, Овчинникова, Хлебникова, Фаберже, Чичелева и многие другие (только в Москве и Петербурге их насчитывалось несколько сотен) подняли его на невиданную ранее высоту. Крупные золотосеребряные фирмы привлекали к созданию произведений профессиональных художников, скульпторов и архитекторов. Среди них: В.М. Васнецов, В.А. Гартман, П.К. Клодт, Е.А. Лансере, А.М. Опекушин, Ф.Г. Солнцев, Ф.О. Шехтель. Это во многом способствовало высокому художественному уровню выпускаемых изделий.
То же можно утверждать и о техническом уровне их исполнения. Не будет преувеличением сказать, что отечественные ювелиры владели практически всеми известными на тот момент техниками обработки драгоценных металлов. Более того, ни один из периодов многовековой истории русского золотосеребряного дела не был столь богат на изобретение новых и возрождение утраченных технологических приемов.
В коллекции Всероссийского музея декоративного искусства хранятся работы большинства основных русских ювелирных предприятий. Причем как эксклюзивные произведения, так и образцы массовой продукции. Но даже в последних желание следовать национальной традиции позволяет рассматривать их как художественные произведения.
Самым эффектным и прославившим русское золотосеребряное искусство на мировом художественном рынке техническим приемом стала эмаль. Стремление подражать многокрасочности древнерусского искусства привело к тому, что в несколько раз увеличилась цветовая палитра эмали, появились новые и возродились забытые способы ее наложения.
Коллекция Всероссийского музея декоративного искусства дает возможность представить все многообразие русского эмальерного искусства второй половины XIX – начала ХХ века.
В рамках русского стиля в золотосеребряном искусстве велась непрекращающаяся работа с формой предмета. При создании своих произведений мастера часто брали за образец традиционную древнерусскую посуду или предметы крестьянского быта.
Особую актуальность вопросы формообразования приобрели в конце XIX – начале ХХ столетия, когда национальный стиль, благодаря взаимопроникновению и взаимовлиянию с вошедшим в моду модерном, декларативно меняет свои ориентиры и получает название «неорусский».
(Подробнее о коллекции русского стиля Всероссийского музея декоративного искусства: «Русский стиль. Путь к национальной идентичности. Из собрания Всероссийского музея декоративного искусства». Издание выйдет в свет осенью 2023 г. Издательство ООО «Кучково поле Музеон». В рамках издательской программы Правительства Москвы).