Одним из самых известных архитекторов является Николай Александрович Дорошенко — автор множества знаменитых построек, в том числе разрушенной большевиками Скорбященской церкви, дома баронов Врангелей, дома Маргариты Черновой, особняков Великановой и Петрова.
Родился Николай Александрович 5 мая 1857 года в городе Сумы Харьковской губернии, его отец был дворянином и статским советником. Немалая часть его детства прошла в Петербурге, где окончил Вторую гимназию. В 1876—1882 годах он учился в Санкт-Петербургском Строительном училище, а затем в течении трех лет работал.
В 1885 году молодой и перспективный архитектор Николай Дорошенко переехал в Ростов-на-Дону, где занял должность младшего городского архитектора. На новом месте молодой человек быстро себя проявил и уже в 1887 году стал старшим архитектором города. Такой стремительный карьерный рост оправдан исключительными трудами Дорошенко, ведь его первыми работами в Ростове стали дом баронов Врангелей в нынешнем Газетном переулке и особняк Великановой, расположенный на Казанской улице (ныне улица Серафимовича). В результате в 1880 году он занял должность почетнейшую городового архитектора.
В дальнейшем он создает проекты и осуществляет надзор за строительством таких городских зданий как: Музей и библиотеки в Думском проезде (1893), клубное сооружение — Ротонда в Городском саду (1893) ныне разрушена, мужской и женской гимназии, училищ на Новом поселении и на Затемерницком поселении (1893―96). Благодаря его трудам в городе появились Скорбященская церковь, дом Черновой и прекрасный особняк Петрова, который своим внешним видом больше напоминает дворец. Таким образом архитектор продолжал совмещать свое должность городского архитектора с выполнением многочисленных частных заказов.
В тот же период Николай Дорошенко проектирует мемориальную беседку на остатках валов Димитриевской крепости в саду Коммерческого клуба (ныне Первомайский парк). Современники утверждают, что ему принадлежит и проект церкви Петропавловской богадельни, которая была освящена весной 1899 года.
По заказу самого известного городского головы Ростова-на-Дону Александра Матвеевича Байкова он выполнил проекты скверов Пятигорске и Ессентуках. Тут стоит пояснить, что на тот момент Байков не был городским главой, это был период своеобразного перерыва в этой должности.
Плодотворно работал в Ростове-на-Дону, построив массу сооружений в стиле «кирпичной» эклектики и в «русском» стиле.
В своих уникальных проектах, как частных построек, так и городских зданий, Николай Дорошенко отдавал предпочтение «академическим стилям» — формам и мотивам ренессанса, классицизма и барокко, но встречались его работы и в иных стилях. Даже в наше время уцелевшие постройки, выполненные по проектам Дорошенко, поражают своей красотой, изысканность и уровнем мастерства автора.
К сожалению, этот выдающийся архитектор прожил совсем мало, он скончался в 1898 году, он не дожил даже до 42 лет. Уважение и любовь к Николаю Александровичу были настолько высоки в Ростове-на-Дону, что его похороны были проведены за счет города и при большом стечении народа. После смети Дорошенко его вдова помимо единовременного пособия в размере 1800 рублей стала ежемесячно получать по 450 рублей, данные выплаты производились до совершеннолетия 2 детей.
При советской власти имя выдающегося архитектора было напрочь забыто, а многие его труды уничтожены. Однако в наше время память о самом прославленном ростовском архитекторе вернулась, его работы оценены по достоинству и все уцелевшие после 70 лет большевицкой войны с историческим наследием строения Дорошенко внесены в список памятников архитектуры Ростова.