За последние тридцать лет было восстановлено огромное количество дореволюционных православных монастырей, которые были основаны еще во времена правления Рюриковичей и закрыты при советской власти. Подобная участь постигла женский Введено-Оятский монастырь, созданный на рубеже четырнадцатого и пятнадцатого веков. Он настолько древний, что точный год его основания уже даже неизвестен. Эта обитель впервые упоминается в истории жизни известного православного святого Александра Свирского, родители которого были похоронены в некрополе данного монастыря. При этом вначале обитель была смешанного типа, в ней проживали монахи и монахини, а затем она стала мужской и только уже после своего возрождения в конце двадцатого века стала женским Введено-Оятским монастырем.
Как вы уже поняли, за свое многовековое существование монастырь не раз испытывал различные потрясения. Он был отмечен в судьбах выдающихся людей и много раз мог исчезнуть, но вновь и вновь возрождался. Впервые монастырь был беспощадно разорен во время шведских нашествий 1582-1617-х годов. Об этом в наше время мало кто знает, все больше говорят о поляках и литовцах, но положение страны на самом деле было гораздо хуже. Что касается самой обители, то она была не только разорена, но и закрыта на многие годы. Потом ее вновь воссоздали и заново возвели деревянные постройки, после чего она долгое время считалась приписной к большому Александро-Свирскому монастырю. Только в начале 19-го века обитель обрела первые каменные постройки, в том числе великолепный Введенский храм.
В годы правления Николая Второго началось особенное почитание православных святых и тогда на обитель обратили внимание в связи с ее отношением к Александру Свирскому, над захоронением родителей которого были установлены надгробия. Вскоре архитектором Аплаксиным (не путать с Апраксиными) был возведен новый храм в неорусском стиле. К сожалению, после прихода большевиков монастырь был разграблен (вывезли даже старинные иконы) и закрыт, а немалая его часть уничтожена, в том числе собор Богоявления Господня. Возродилась обитель только в 1993-м году и вновь открыта для богослужений.