Дешевка! Распродажа! Ликвидация товара! Это только кажется, что черные пятницы и прочая потребительская дичь – изобретение западных капиталистов), но нет. Судя по заметкам и фельетонам конца 19 – начала 20 века обезумевшие в основном дамы ждали дешевок (это основное название дореволюционных распродаж) и спускали там приличные суммы.
Большие и малые распродажи появились с развитием промышленного производства вообще всего, демократизацией модной индустрии и лавинообразным ростом количества магазинов, в том числе, продававших готовое платье (с 225 в 1880х годах до 80тыс в начале 20 века). И теперь волей-неволей — мода должна меняться, а от остатков нужно избавляться. Россия в этом вопросе шла в ногу с остальным развивавшимся миром.
Апофеоз дешевок — это пасхальные распродажи. Механизм такой: перед Пасхой проводится ревизия товара, смотрят на остатки, залежалый товар и брак, и на это объявляют распродажу с большой скидкой (кое-где предварительно подняв заранее цены (ничто не ново под луной). Объявления помещают в газетах и на фасадах магазинов. Дамы всех слоев начинают судорожно готовиться к распродажам, окучивают мужей (в газетах и сатирических журналах на это тонны карикатур), «папусики» с ужасом держатся за кошельки. В день начала распродаж наскоро утащив пирожок, дамы идут на штурм. Судя по картинкам и фельетонам в лавках и пассажах творилось то, что показывают по телеку про штурм американских моллов в черную пятницу. В книге «Записки старого москвича» пишут: «Дамы с обезумевшими лицами, с разбегающимися глазами, в сбитых набок шляпках, теряя женский облик, хватая и закупая всякую дрянь, метались из магазина в магазин, где в витринах белые коленкоровые вывески кричали о дешевой распродаже и были выставлены товары с заманчивыми ярлыками: «Цена 2 р. 40 к. вместо прежней — 11 рублей!» Своя рука-владыка писала на ярлыках все, что хотела, и торговая жульническая Москва делала в дни «дешевки» чудовищные обороты».
Дешевки продолжались кажется до февральской революции.