Дор. Храмовый комплекс. Церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Богоявления Господня.

Храмовый комплекс Покровской на р. Удгоде церкви состоит из двух церквей. Богоявленская зимняя церковь была построена в 1796 г. В церкви был престол во имя Богоявления Господня, в приделах престолы во имя Успения Божьей Матери и Святителя Христова и Чудотворца Николая. Покровская церковь летняя была построена в 1859 г. В церкви престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в приделах престолы во имя Святого Апостола и Евангелиста Матфея и святых мучеников Флора и Лавра и святой мученицы Александры. В 1820 г. была заложена колокольня при Богоявленском церкви. Храмовой иконой была икона Покрова Богородицы греческого письма, «написанная по обещанию поручика Степана Степановича Жадовского 1702 году февраля 15». Обе церкви и колокольня были построены на средства прихожан. Руководили строительством колокольни титулярный советник Корсаков Матвей Иванович и его сын декабрист Корсаков Михаил Матвеевич из ус. Ивановское церковного прихода.
Церковь состояла по штату 1856 г. по четвертому классу. Причта при ней было положено: два священника, дьячок и пономарь. В середине ХIХ в. в приход церкви входило 30 населенных пунктов, в которых в 1856 г. проживало 2118 человек. В 1858 г. в Богоявленском храме венчался будущий адмирал, герой Синопа и обороны Севастополя П.А. Перелешин с дочерью декабриста М.М. Корсакова Александрой. На кладбище у церкви сохранились надгробные памятники дворян Корсаковых, Шкот, Полозовых, Канищевых, Перелешиных. Богослужения в Покровском храме не прекращались за всю его историю. Богоявленский храм был осквернен в нач. 50-х годов ХХ в. Сегодня в нем находится зернодробилка местного сельхозпредприятия.
По материалам книг церковного архива

Выразительный пример разновременного сельского культового комплекса, объединяющего храмы в формах барокко и русского стиля и служащего архитектурной доминантой в слабо всхолмленном ландшафте. Комплекс расположен в южной части села на вытянутом участке, ограниченном с востока главной сельской улицей, а с запада – заросшим зеленью оврагом. Каменная теплая церковь Богоявления, построенная на месте двух старых деревянных храмов, была освящена в 1796 г. Вероятно, период ее строительства был довольно длительным, о чем свидетельствует разная толщина стен и некоторые различия в декоративном оформлении основного объема и алтаря с трапезной и закрытой папертью. В 1820 г. на средства прихожан западнее церкви была заложена отдельно стоящая колокольня. В сер. 19 в. стены трапезной были продлены к западу и соединены с колокольней полукруглым притвором. Вероятно, тогда же трапезная получила существующее ныне деревянное перекрытие.
Холодная церковь Покрова была возведена севернее теплого храма в 1859 г. В 1876 г. по завещанию помещика Сергея Матвеевича Корсакова западнее нее была построена деревянная богадельня для пяти призреваемых обоего пола всех сословий из прихожан храма. В 1862 г. при церкви открыли приходское училище, располагавшееся в деревянном доме, купленном на средства прихожан. В 1906 г. к юго-западу от Богоявленской церкви в ограде комплекса поставили одноэтажную кирпичную сторожку. На кладбище к югу от Богоявленского храма сохранились надгробия над могилами окрестных помещиков Корсаковых, Полозовых, Шкот и Конищевых, относящиеся ко 2-й пол. 19 в. К настоящему времени ограда комплекса не сохранилась, утрачены главка Богоявленского храма и шпиль его колокольни, а деревянные пристройки обезобразили ее южный фасад; деревянный тамбур устроен перед западным входом в Покровскую церковь. Стены обоих храмов и сторожки сложены из кирпича (Покровский оштукатурен, а Богоявленский и сторожка побелены по слою известковой обмазки), стены богадельни рублены из бревен в обло и обшиты тесом.
Богадельня, 1876 г.
Богадельня имеет вид небольшой избы-пятистенка, крытой на два ската и по формам типичной для периода эклектики. Перед входом на восточном фасаде в недавнее время пристроены тесовые сени-веранда. Обшивка стен горизонтальном тесом продолжена и на выступах венцов сруба на углах и в местах перерубов. Прямоугольные окна, освещающие жилую часть (по два на протяженных фасадах), заключены в простейшие рамочные наличники, увенчанные профилированной полочкой с щипцовым подвышением в центре. Завершает фасады широкий профилированный карниз с гладким фризам. В неполных фронтонах на торцах прорезаны прямоугольные чердачные окошки.
Сторожка, 1906 г.
Скромный фасадный декор которой характерен для периода эклектики, представляет собой прямоугольное в плане одноэтажное здание под пологой вальмовой крышей. К протяженным восточному и западному фасадам сделаны небольшие деревянные пристройки сеней (первая, вероятно, первоначальная, а вторая относится к советскому времени). Углы объема подчеркнуты широкими огибающими лопатками на углах, крепующими карниз с двумя рядами сухариков. Прямоугольные окна на главном восточном фасаде окружены профилированными рамками с замками, достигающими уровня карниза. На других фасадах окна имеют плоские лучковые перемычки, отмеченные такими же вытянутыми замками.
Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 234; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 127. № 154; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 211-212; Белоруков Д.Ф. Деревни, села и города Костромского края. Кострома, 2000. С. 41-42; Буйская земля. Кострома, 2002. С. 56, 113; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 10: Буйский район, Сусанинский район. Кострома, 2008. С. 163-168.
http://svodokn.ru/object/101519426?open=true

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?