Дор. Церковь Богоявления Господня.

Кирпичная зимняя церковь типа восьмерик на четверике с одноглавым завершением. Основной объём соединен с трёхъярусной колокольней широкой трапезной. Построена в 1796 г. усердием прихожан, декор выдержан в стиле классицизма. Имела приделы Успения Пресвятой Богородицы, Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца. Закрыта в советский период и доныне бездействует, требует ремонта.
http://vsemmirom.com/
 

Довольно крупный приходской храм в формах барокко с характерным для провинции плоскостным фасадным декором, дополненный стройной колокольней в стиле классицизма. Объемная композиция церкви симметрична относительно продольной оси. К храму типа восьмерик на четверике, увенчанному световым барабаном утраченной главы, с востока примыкает более узкий, невысокий пятигранный алтарь, а с запада – чуть более широкая вытянутая трапезная, соединенная полукруглым притвором с колокольней, состоящей из трех уменьшающихся по площади четвериков, несущих восьмигранный барабан под утраченным шпилем.
Кубообразный четверик храма разделен по вертикали на два яруса трехчастным антаблементом с рядом сухариков в карнизе. В нижнем на боковых фасадах расположено по три окна с лучковыми перемычками, заключенных в рамочные наличники с клинчатыми замками и ушами с сережками, а под окнами устроены лежачие подоконные нишки. На широкий второй ярус, играющий роль аттика, завершенного профилированным карнизом, наложен крутой треугольный фронтон, ограниченный на скатах карнизами с сухариками и отмеченный в тимпане круглой филенкой-киотом. Скругленные углы четверика раскрепованы и фланкированы двухуступчатыми лопатками (такие же лопатки поставлены в простенках окон); во втором ярусе скругленный угол украшен высокой арочной филенкой. Грани восьмерика подчеркнуты лопатками, слитыми с плоскостью нижней профилировки развитого антаблемента с расширяющимися кверху двухступенчатыми консольками в карнизе. На каждой грани помещено по арочному окну (с восточной и западной стороны проемы ложные) с профилированным подоконником и полуциркульным архивольтом, который опирается на профилированный импост с вытянутой консолькой и сережкой. Восьмигранный барабан главы декорирован чередующимися прямоугольными окошками и нишками в узких рамках, подоконными фестончатым поясом и карнизом с сухариками. В фасадном убранстве алтаря, пониженного относительно межъярусного членения храма, использованы те же декоративные элементы: его грани подчеркнуты лопатками, раскрепованными в широком трехчастном карнизе, а окна с лучковыми перемычками заключены в наличники, аналогичные наличникам четверика. Так же оформлены и шесть окон трапезной (два из них спарены), по высоте равной нижнему ярусу четверика и композиционно объединенной с ним общим антаблементом, и окна на скругленных стенках пониженной паперти. Все ярусы колокольни прорезаны стройными арками, фланкированными портиками из сдвоенных свободно стоящих колонн в первом ярусе, одинарных во втором и трехчетвертных – в третьем, несущих трехчастные антаблементы. Портики двух нижних ярусов завершены треугольными фронтонами (в нижнем четверике с полуциркульным проемом в тимпане), а портик третьего яруса – аттиком с возвышающимся над ним арочным окном-люкарной резонатора в фигурным наличнике с фронтончиком.Внутри храм перекрыт восьмилотковым сводом, прорезанным в шелыге кольцом светового барабана (зашито в кон. 19 в.). Переход от восьмерика к четверику осуществлен с помощью трехступенчатых цилиндрических тромпов. Три арочных прохода ведут в алтарь, коробовый свод которого замкнут с востока граненой конхой с распалубками над окнами. Трапезная имеет деревянные перекрытия, плоские в боковых нефах и имитирующее коробовый свод в среднем, опирающееся на подпружные арки, переброшенные между двумя столбами, сдвинутыми к востоку, и стены первоначальной квадратной в плане паперти, по сторонам которой устроены небольшие служебные помещения. Плоский потолок притвора утрачен, а нижний ярус колокольни перекрыт крестообразно пересекающимися цилиндрическими сводами.Стены притвора сохранили первоначальную обработку довольно узким горизонтальным рустов. Интересны металлические створки изящных решетчатых дверей сер. 19 в. разделявших основной храм, трапезную и палатки по сторонам первоначальной паперти. В храме фрагментарно сохранились стенописи 3-й четв. 19 в., исполненные в поздне-академической манере. В своде различимы фигуры архангелов, в простенках окон восьмерика – фигуры святых, вероятно, апостолов. В четверике над окнами первого света помещались три крупные сюжетные композиции (из них различимы «Воскресение Христово» и «Взятие Христа под стражу»). На боковых стенах под тромпами написаны евангелисты. При ремонте нач. 20 в. большая часть живописи в четверике была закрашена, к стенам прикреплены формованные гипсовые рамы с небольшими живописными изображениями, главным образом, с херувимами. Тогда же была выполнена масляная роспись в трапезной, уцелевшая на одной из подпружных арок: полоса орнамента, характерного для модерна и двуглавый орел с монограммой Николая II и восьмиконечный крест под ним.
http://svodokn.ru/object/101519410?open=true

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?