23 сентября- 130 лет со дня рождения А. Ф. Лосева
Всякому ясно, и монаху и революционеру, что мир Христов есть нечто абсолютно противоположное революции. Для монаха революция есть сатанизм, ибо и преп. Серафим Саровский еще сказал, что сатана был первый революционер. Для революционера монашество есть злостное порабощение людей, ибо внутренняя сила монаха, действительно, огромна, а так как всякая человеческая сила, по воззрению революции, есть сила субъекта, то явно, что монашество есть самый корень злостной эксплуатации народа со стороны отдельных субъектов. Кто бывал в настоящих монастырях, тот знает, что в этой атмосфере подвига и молитвы, послушания, смирения и самоиспытания монашеское пение в храме есть ангельское пение; монахи поют как ангелы. А звон колокольный есть само преображение твари, сама душа, воcходящая к Богу и радостно принимаемая им. Но кто был среди настоящих революционеров, тот знает, как монашеское пение переносится с отвращением и злобой и какие аффекты ненависти вызывает простой трезвон к будничной вечере. Только тут на опыте познается вся несовместимость этих двух мифологий и несовместимость тех социально-политических выводов, которые делает та или другая сторона из своих принципов.
Дополнение к «Диалектике мифа». 1930 год
ЛОСЕВ Алексей Федорович (23.9.1893, Новочеркасск – 24.5.1988, Москва) – философ, филолог-классик, музыковед, культуролог, переводчик, историк античной культуры
#Лосев@grm_spb
#русская_философия@grm_spb