Донской. Донской монастырь. Большой собор Донской иконы Божией Матери.

Святыни Большого собора Донской иконы Божией Матери
Рака с мощами свт. Тихона, Патриарха Всероссийского
Чудотворная Донская икона Божией Матери

В 1684-1698 годах рядом с Малым собором по обету сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери, гораздо больший по размерам и оттого прозванный Большим. Обет был дан, очевидно, в связи с подписанием Бахчисарайского мира России с Турцией и Крымским ханством. Строительство финансировалось «из царских сокровищ». Большой собор освятил 21 августа 1698 года митрополит Сарский и Подонский Преосвященный Тихон. Величественный храм был расписан в 1782-1785 годах; настенные росписи на библейские сюжеты выполнил художник Антонио Клаудо по эскизам В.И. Баженова. Стены алтаря на протяжении почти двух веков украшала роспись под мрамор. С возрождением монастырского служения в алтаре была выполнена роспись в традициях древнерусской живописи, сюжет ее традиционно связан с таинством евхаристии. До настоящего времени в Большом соборе сохранился семиярусный резной иконостас с иконами, выполненный в стиле «московского барокко» мастерами Посольского приказа и Оружейной палаты в Кремле К.Золотаревым, А.Андреевым, И.Федоровым. Несмотря на то, что иконостас неоднократно поновляли и реставрировали, он почти полностью сохранил свой первоначальный облик. Иконы иконостаса в большинстве своем конца XVII века. Многие из них были отреставрированы к юбилею монастыря в 1991 году. В местном ряду иконостаса установлена Донская икона Божией Матери, написанная в XVI веке. Ныне над ней сделана нарядная сень.http://www.vidania.ru/bookdonskoy.html

Большой собор Донского монастыря является главным храмом обители. Строительство нового храма во имя иконы Донской Божией Матери было начато при архимандрите Никоне по обету царевны Екатерины Алексеевны при участии ее сестры царевны Софьи Алексеевны. Строительство храма началось в 1683 году и продолжалось до 1686 года, к этому времени храм возвели до глав. В 1692 году при наместнике монастыря архимандрите Антонии строительство продолжилось. Одновременно в Посольском приказе начались работы по изготовлению иконостаса. 21 августа 1698 года новый собор был освящен митрополитом Сарским и Подонским Тихоном.
Главным украшением храма являлся семиярусный резной иконостас работы мастеров Посольского приказа и Оружейной палаты. Работы по благоукрашению храма велись и в начале XVIII века. В 1703 году в киотах на фасаде храма были написаны иконы, а наличники и карнизы расписаны растительным орнаментом, хорошо выделявшемся на светлом фоне стен. В 1750 году на средства атамана войска Донского Даниила Ефремова были позолочены все главы нового собора, в таком виде они сохранялись до 1802 года. В 1752 году на средства купца Кузьмы Антоновича Замятина были устроены в храме чугунные полы, существующие в настоящее время. В 1786 году закончены работы по росписи храма художником Антонио Клаудо. Классические росписи стен органично вписались в интерьер древнего храма. Программа росписи была составлена известным архитектором Василием Ивановичем Баженовым. По программе евангельские сюжеты трактовались как отдельные сюжетные картины, которые регистрами располагались по стенам храма. В остальном росписи следовали привычной иконографии: в куполе помещалось Изображение Бога, в парусах – изображения Евангелистов или их символы (в Большом соборе каждый из Евангелистов изображен со своим символом). На подпружных арках изображены «силы небесные», а на столбах – праотцы и святые. Поскольку художник был иноверец, то росписи в алтаре не было. Росписи в алтаре были выполнены в 1990-е годы.
В 1812 году Большой собор, как и весь монастырь, был разорен французскими войсками. Описание того, что происходило в Донском монастыре во время нашествия французов опубликовано в кн. «Русский архив» за 1891 г., кн.3 №10. Французы разместились по кельям, а теплую церковь (Малый собор) превратили в конюшню. В алтаре ночевали коровы, привязанные к престолу. В Донском монастыре богослужения не велись, так как не было ни одной свободной церкви. Вскоре монахи по 5-6 человек бежали из монастыря, остались только ризничий, свечник и два престарелых монаха, которые жили в монастыре до возвращения братии.
Работы по восстановлению храмов начали сразу после ухода неприятеля. Большие средства на восстановление Донского монастыря пожертвовало донское казачество. Атаман войска Донского граф Матвей Иванович Платов прислал в 1815 г. на возобновление разграбленных французами храмов Донского монастыря 11 00 рублей деньгами и 10 пудов серебра, отбитого казаками у неприятеля. В 1816 году из этого серебра были сделаны ризы на все местные иконы, кроме образа Донской Богоматери.
В подклете Большого собора в 1712-1714 гг. был устроен Сретенский храм, возведенный одновременно с основным объемом храма как крипта (усыпальница) для захоронения церковнослужителей. Вход в крипту был по внутристенной лестнице из алтаря собора. Основание храма связано с семейными захоронениями представителей рода имеретинского царя Арчила Багратиони. В 1705 году наместником Донского монастыря стал архимандрит Лаврентий (Габашвили) и его назначение способствовало укреплению русско-грузинских отношений. В 1711 году в крипте Большого собора был захоронен царевич Александр, сын царя Арчила и один из сподвижников царя Петра в деле становления русской артиллерии. Здесь же в крипте перезахоронили еще двух сыновей царя Арчила – Давида, скончавшегося в 1688 году, и Мамуку, скончавшегося в 1693 году, ранее захороненных в Новодевичьем монастыре.
Храм во имя Сретения Господня был освящен 24 сентября 1712 года. Спустя год в храме похоронили самого Арчила. Его дочь Дарья Арчиловна на протяжении многих лет делала пожертвования на украшение царской усыпальницы и Нового собора. Над гробницами царственных особ были размещены иконы в богатых окладах. Здесь же у внутренней лестницы в был похоронен архимандрит Лаврентий.
В 1732 году в Сретенском храме был заново сделан иконостас, простоявший до 1781 года, когда он был заменен на новый классического стиля. По разрешению Святейшего Синода в 1786 году храм был поновлен: заделаны трещины в стенах, устроен новый пол и навешаны новые входные дубовые двери. Новый дубовый иконостас был сделан в главном алтаре, а иконы для него написал Антонио Клаудо, расписывавший интерьер Большого собора. После 1812 года иконостас Сретенского храма был поновлен на средства княгини А.И. Багратион (1832 г.). Помимо царя Арчила и членов его семьи, в храме похоронены царевичи и князья грузинские, представители других грузинских родов, лица из грузинского и греческого духовенства.
В 1985-1986 годах в храме были проведены археологические раскопки и реставрационные работы. Археологи восстановили места захоронений лиц царской фамилии, над ними были установлены надгробные плиты с надписями на двух языках.В настоящее время Сретенский храм был восстановлен и освящен в 2013 году.http://www.donskoi.org/o-donskom-monastyre/arkhitekturnyjj-ansambl

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?