Троицкий храм села Донского был построен в 1895 году и в настоящее время является одним из 18 храмов Ставрополья, относящихся к историческим памятникам. До революции храм был старообрядческим, но впоследствии был разрушен и восстановлен уже православными. Храм восстанавливали всем селом, приносили иконы, сохранившиеся у жителей села, прихожан других церквей. Сам по себе Троицкий храм небольшой. Это обьяснялось тем, что ранее запрещали строить большие церкви. В храме находятся чудотворные иконы — Пресвятой Богородицы, именуемой «Скоропослушница» и икона св. Николая Чудотворца. Во время войны храм не действовал.
Материал подготовлен Анной Марченко
О прошлом и настоящем Донской Свято-Троицкой церкви
Прискорбно, но прошлое оставило в нашем селе одну маленькую церковь, разрушив две большие и красивые. Не знаю по какой причине, но едут мои односельчане в храмы близлежащих поселений. И это ни в коем случае не возбраняется. Видимо, в нашей Свято-Троицкой не помещаются. Но всё же Донскому Господь Бог дал церковь, которая находится в селе… Последнее десятилетие проживает в Донском поселении более 15 тысяч человек, из них не менее 12 тысяч относят себя к православию.
Принято считать, что построена церковь в 1895 году. Когда-то ныне покойный Фёдор Николаевич Долженко, будучи строителем и архитектором, определил ей такой возраст. Ошибся, но не на много.
Как уже сообщалось, церковь была выстроена «тщанием восьми семейств старообрядцев австрийского толка». Об этом свидетельствуют клировые ведомости за 1913 год, хранящиеся в Государственном архиве Ставропольского края. И дореволюционные памятные книжки Ставропольской губернии из фондов Ставропольской краевой универсальной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова подтверждают этот факт. Так, в памятной книжке за 1910 год впервые появляются сведения о Донской старообрядческой общине Белокриницкой иерархии. Белокриницкая иерархия — наименование православной старообрядческой церкви, которая получила название по селу Белая Криница на Северной Буковине, бывшей в составе Австрийской империи (ныне Черновицкая область Украины). В этом населённом пункте в 1846 году и была создана Белокриницкая (австрийская) иерархия.
Не вдаваясь глубоко в историю старообрядчества, не могу не отметить, что оно всегда было православным. Даже во времена гонений после церковного раскола 1666-1667 гг. староверов посчитали древлеправославными. И в настоящее время, начиная с 1988 года, Белокриницкая иерархия именуется Русской православной старообрядческой церковью (РПСЦ). Так что наша Свято-Троицкая церковь всегда являлась православной.
Построена же церковь была не ранее 1905 года. 17 апреля 1905 года, в период правления императора Николая II вышел в свет манифест “Об укреплении начал веротерпимости». По оценке историка Ф.Е. Мельникова, в период с 1905 по 1917 год в Российской империи было построено несколько тысяч новых старообрядческих храмов. До этого закон 1883 года накладывал многочисленные ограничения на церковную жизнь старообрядчества, в том числе ремонт и строительство храмов были обставлены рядом запретов, открытие новых и «распечатывание» закрытых ранее монастырей и скитов запрещалось.
Если в сведениях о Донской старообрядческой общине за 1910 год значится, что настоятель общины и председатель совета не избраны, то с 1912 года имеются следующие данные об администрации церкви: «духовный наставник – среди старообрядцев священник Иаков (Яков) Вихлянцев, председатель совета общины Назар Иванович Фатеев, товарищ председателя Назар Иванович Гладков; члены совета Афиноген Дмитриевич Быков, Леон Филиппович Пискунов, Семён Николаевич Пятыгин, Тимофей Николаевич Канарёв». При этом к Донской старообрядческой общине прикреплены «сёла: Донское, Михайловское, Спицевское, Московское, Дубовское, Константиновское, Тищенское, Птичье, Терновское, Благодатное, Кугультинское, Тугулукское, Казинское и посёлок Софиевский – Ставропольского уезда; Бурукшунское, Мало-Джалгинское, Больше-Джалгинское и Кевсалинское – Благодаринского уезда и станица Новомарьевская – Кубанской области». Эти факты имеют место быть также в памятных книжках за 1913, 1914, 1916 и 1919 годы. Интересно ещё вот что: председатель совета Назар Иванович Фатеев – житель села Терновского, занимающийся «хлебной ссыпкой», как и Тарасова Мария Леонтьевна. И ещё – аналогичная старообрядческая община действовала и в селе Безопасном.
Худо-бедно все религиозные общины просуществовали до 1929 года. С 1929 года до начала Великой Отечественной войны в СССР усиленно боролись с религией. И раскулачивали, и изгоняли с нажитых мест зажиточных крестьян. Старообрядцы, в основном, были зажиточными. В селе Донском в 1935-1936 годах разрушили Михаило-Архангельскую церковь в центре села (между универмагом и бывшим зданием быткомбината). В 1941-1942 годах разрушали Николаевскую церковь в конце 2-й Разбегайловской (ныне Московской) улицы. Свято-Троицкую, уже к тому времени недействующую церковь, сохранил от разрушения председатель исполкома Донского сельского Совета депутатов трудящихся Алексей Павлович Чернов, работавший в этой должности с 1939 года. Её стали использовать в качестве склада для хранения зерна. Донская Свято-Троицкая церковь была открыта, как все закрытые церкви на Ставрополье, и причислена к Русской Православной Церкви (РПЦ) в 1942 году во время оккупации. В первые годы войны фашистские варвары, способствуя открытию церквей, пытались привлечь на свою сторону население оккупированных территорий. Но православный люд молился во вновь обретённых храмах о победе Красной Армии.
Вот коротко о некоторых моментах из истории Донской Свято-Троицкой православной церкви, которой более 100 лет. Даже если считать датой её основания 1910 год, когда появилась первая найденная архивная запись о ней, или 1912 год, когда был назначен первый настоятель церкви. Меняются настоятели, а храм всё один. Так хочется, чтобы наша единственная церковь ещё долго стояла на своём месте. Сегодня она нуждается в нашей помощи и поддержке как физической, так и финансовой, так как ремонтируется и реставрируется.
Каждый день Церковь молится за жертвователей, благотворителей, на каждой литургии возносятся молитвы «о создателях святаго храма сего». Эти молитвы столько будут возноситься престолу Божиему, сколько храм будет стоять на земле. Благотворитель — это тот, кто творит благо, жертвуя свой труд или средства на то или иное доброе дело. Что же касается созидания храмов, то этим закладывается основа для будущих поколений. Наши дела будут свидетельствовать о нас, о нашем внутреннем устроении, являясь духовным завещанием для потомков.
Т. Гоголева, прихожанка Донской Свято-Троицкой церкви