В 1717 году в Санкт-Петербурге вышла знаменитая книга «Юности честное зеркало, или Показание к житейскому обсуждению, собранное от разных авторов» или по-русски «Домострой».
Впервые книга, » Домострой » появилось ещё в 15 веке. При Иване Грозном книга была переработана и дополнена священнослужителем протопопом Сильвестром. Она была написана ладным слогом, с частым использованием поговорок. В книге описывались идеальные отношения в семье, домашний быт, рецепты, общественные и религиозные вопросы, нормы поведения.
Памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века, приписываемой протопопу Сильвестру. С точки зрения лингвистики интересен как опыт синтеза литературно-книжной речи и народноразговорного языка.
«Домострой» — самая оклеветанная книга во всей русской культуре и … отличный тест на невежество.
Если кто вам рассказывает про «домостроевский быт» и про «пособие по битью жен» можете быть 100% уверены что текста он не читал.
«Домострой» — это наставление по этикету, домоводству и по правильному устроению семейной жизни в контексте семейной экономики.
Большая часть домостроевских наставлений — о том, как не влезать в долги, кроить платье из обрезков и солить грибы.
Он восходит, с одной стороны, к старинной экономической литературе, начавшейся еще в античности с диалога Ксенофонта под тем же названием. Напомню, что слово «экономика» означает именно домострой. Если переводить «Домострой» на греческий или любой из западноевропейских языков, то придется назвать его именно «Economics». С другой стороны, «Домострой» продолжает традицию визнтийских и древнерусских духовно-нравственных поучений. А с третьей, написан в роли набиравшей популярность именно в XVI веке литературы вежества, поучений о том, как не ковыряться в носу. Эти поучения подробно исследованы Норбертом Элиасом в его работе «О процессе цивилизации». Элиас видит в них не только отражение изменения нравов, но и проекцию на частную жизнь человека усиления государства как общественного феномена. Государство требует от человека сдерживания своих аффектов, а именно искусство владения аффектами и есть цивилизация. И, в этом смысле, «Домострой» — это один из первых памятников русской цивилизации, русского строя.
Это трактат о рачительном хозяйстве и накоплении, то есть о том, с чем в России и впрямь всегда была беда – тут тебе и мор, и глад, и огонь, и меч, и нашествие иноплеменных, и междоусобная брань, не успеешь оглянуться, как на месте боярского каменного дома с садом – пепелище да пни. То ли татары пожгли, то ли государевы опричники порезвились. Все в «Домострое» подчинено этой идее – накопить по максимуму, не потратить ничего лишнего, не допустить никакой дыры в бюджете.
Достаточно посмотреть названия разделов: «16. Как мужу с женой советоваться о том, что ключнику наказать о столовом обиходе, о кухне и о пекарне; 36. Как сохранить порядок домашний и что делать, если придется у людей чего попросить или людям свое дать; 47. О прибыли от запасенного впрок; 54. Как все сохранять в погребе, на леднике и на погребнице».
Муж и жена «Домостроя» – это отнюдь не любовники, решившие для порядка проштамповать паспорта. Это команда менеджеров, от которых зависит, прогорит их «фирма» еще на их старости или же продолжится на десятилетия и столетия. По сути, это увлекательный трактат о том, как жить по средствам и накопить что-то для потомков.
Жена в «Домострое» — это менеджер по персоналу. Её задача — управлять слугами и всем хозяйством Раздавать задания, проверять выполнение, советоваться обо всем с мужем и доносить волю главы семьи до домочадцев. Сюда же включаются и обширные наставления по управлению человеческими отношениями в домохозяйстве — прежде всего о слугах. Слуги не должны воровать, пьянствовать, выбалтывать на стороне хозяйские тайны.
Знаменитое рассуждение о наказаниях которое единственное из всех и помнят «борцы с Домостроем» включено в главу о чистоте в доме и начинается с того, что жена должна, если надо, колотить слуг за непорядок, а уж если у нее самой непорядок, то муж должен провести с нею разъяснительную беседу. А если жена сама не знает и слуг не учит — тогда уж надо ее наказывать. Наедине и без гнева.
При этом дальше идет не расписывание того как наказывать, о чем мечтают наши доморощенные фанаты БДСМ, а напротив: чего делать нельзя. Нельзя бить по лицу, по уху, кулаком в сердце. Нельзя пинать и колотить железными и деревянными предметами. Подробно перечисляются пагубные последствия таких побоев.
Главный пафос «Домостроя» как раз в том, что наказание должно быть тайным, безгневным, за серьезную вину и чуждым домашнего насилия.
Достаточно сравнить это с тем как живут «свободные и эмансипированные современные люди»: публичные пьяные драки, в глаз при детях, поединки на сковородках, матюки на лестничной клетке, выбрасывание вещей из окна и прочая и прочая (привет Кабанову), чтобы убедиться — домостроевская школа семейной жизни современным супругам категорически не помешала бы.
Прежде всего — неукоснительное требование тайны любых семейных конфликтов, затем отказ от гнева, от «ссор» (впрочем формат «семейной ссоры» — порождение как раз женской эмансипации — руки в боки и вперед).
Ну и главное в «Домострое», что тема наказаний вытекает не из темы семейных отношений (там где говорится об отношениях между мужем и женой о применении силы нет ни слова), а исключительно из темы хозяйственного и организационного порядка в семье как предприятии.
Домостроевский быт — это когда жена управляет делами по дому и штатом слуг, а муж ее контролирует и налагает санкции.
Главная тема «Домостроя» — это тема ответственности мужа за всё. Любой провал — это его провал. Его грех отразится на семье жене, детях, слугах. И поэтому «Домострой» — это, прежде всего, книга о мужской ответственности и о миссии мужчины.
Для современных инфантильных мужчин это дискомфортная книга, поэтому они и предпочитают бубнить: «зато мы жену не бьем». И то, кстати, врут. Бьют, конечно, еще как бьют — бьют с бабскими истериками и криками.
Впрочем, та самая глава, из которой, как из главы «Серп и Молот» у Венедикта Ерофеева, вычитывали только побои, содержит и важный урок женам: не следует превращать дом в свинарник.
К сожалению, современные эмансипированные женщины зачастую пренебрегают чистотой дома, а порой даже и бравируют ею, считая её признаком интересности и свободы. Должен заметить, что свинарник — это скучно, грязь — это отвратительно, а женщина, которая пренебрегает чистотой своего дома (как и своей собственной), обрекает себя на отношение как к разовому партнеру для удовлетворения животного инстинкта. Ни о каком доме и строе с грязнулей никто кроме еще большего мужчины-свинтуса даже и не задумается.
Автор:Егор Холмогоров
«Домострой»
1. Наказ отца сыну
2. Как христианам веровать во Святую Троицу и Пречистую Богородицу и как Кресту Христову, и святым Небесным бесплотным Силам, и всем честным святым мощам поклоняться
3. Как причащаться Тайнам Божьим, и веровать в воскресение мертвых, и Страшного Суда ожидать, и как прикладываться ко всякой святыне
4. Как возлюбить Господа всею душою и брата своего и страх Божий иметь и память смертную
5. Как царя или князя чтить и во всем им повиноваться, и всякому властителю покоряться, и правдой служить им во всем; и как вести себя со старшими, и с равными, и с несчастными, и с немощными, и со всяким человеком, и как блюсти себя во всем
6. Как почитать отцов своих духовных и повиноваться им во всем
7. Как святительский чин почитать, также священнический и монашеский
8. Как врачеваться от болезней и от всяких скорбей христианам
9. Как посещать в монастырях, и в больницах, и в темницах, и всякого в скорби
10. Как в церкви Божьи и в монастыри с приношением приходить
11. Как дом свой украсить святыми образами и храм в чистоте держать
12. Как мужу с женою и с домочадцами в доме своем молиться Богу
13. Как в церкви мужу и жене молиться, чистоту хранить и всякого зла избегать
14. Как в дом свой приглашать священников и иноков для молитвы
15. Как с благодарением угощать с домочадцами приходящих в доме своем
16. Как мужу с женой советоваться. О столовом обиходе, о поварне и о пекарне
17. Приказ ключнику на случай пира
18. Наказ господина ключнику, как постную и мясную еду готовить и кормить семью в мясоед и в пост
19. Как детей своих воспитать в поучениях разных и в страхе Божьем
20. Как дочерей воспитать и с приданым замуж выдать
21. Как детей учить и страхом спасать
22. Как детям отца и мать любить и беречь, и повиноваться им, и покоить их во всем
23. Похвала мужьям
24. Как всякому человеку рукодельничать и всякое дело делать, благословясь
25. Наказ мужу, и жене, и детям, и слугам о том, как следует им жить
26. Каких держать слуг и как о них заботиться во всяком обучении
27. Если муж сам не учит добру, то накажет его Бог, если же и сам творит добро, и жену, и домочадцев тому учит, милость от Бога примет
28. О неправедном житии
29. О праведном житии
30. Как жить человеку, все считая и учитывая
31. О тех, кто живет, не рассчитав свой доход
32. О тех, кто о слугах не заботится
33. Как поучать мужу свою жену Богу угодить, и к мужу своему приноровиться, и как дом свой лучше устроить, и всякий домашний обиход, и рукоделье всякое знать, и слуг учить, и самой трудиться
34. О бережливости жен рукодельниц, о запасливости их и о том, что и как кроить, как сохранять остатки и обрезки
35. Как всякое платье кроить и хранить остатки и обрезки
36. Как утварь домашнюю содержать и что делать, если придется у людей чего попросить или свое людям дать
37. Как хозяйке следует повседневно приглядывать за слугами в домашнем обиходе и рукоделии, а самой ей все хранить и приумножать
38. Как слуг наставлять, посылая их в люди, и чтобы не сплетничали
39. Как жене у мужа каждый день обо всем спрашивать и во всем советоваться, как жене в гости ходить, и к себе приглашать, и с гостьями о чем беседовать
40. Наказ женам о пьянстве и о хмельном питье, и слугам также, чтобы тайком не держать ничего нигде. Как обману и клевете слуг без дознания не доверять, и как строго их наказывать, и как жене в гостях и дома себя вести правильно
41. Как платье всякое жене носить и как за ним ухаживать
42. Как посуду всякую хранить в полном порядке, и все, что в избе, и все хоромы содержать хорошо в чистоте; как хозяйке в том слуг наставлять, а мужу за женой в этом приглядывать, поучать ее и страхом спасать
43. Как самому хозяину, или кому прикажет, годовой запас и всякий товар закупать
44. Как покупать себе на обиход всякий товар заморский из дальних земель
45. О том же. Когда и что покупать тому, у кого сел нет, всякие домашние припасы, летом и зимой, и как на год запас делать, и как дома скотину всякую разводить, и еду и питье держать всегда
46. Когда муж припасет на год всякого запасу
47. О прибыли от запасов
48. Как огород и сад разводить
49. Какие запасы пития держать хозяину для себя и гостей и как их приготовить быстро, если гости придут
50. Поваренный наказ, как пиво варить и мед сытить и вино курить
51. Как ключнику у поваров и у хлебопеков присматривать за всеми снастями
52. Как ключнику беречь всякое зерно и всякий запас в житницах и в закромах
53. Также и в сушильне, где рыба, и мясо
54. Как все хранить в погребе, на леднике и в напогребнице
55. Как ключнику по приказу господина в клетях, в подклетях и в амбарах всю утварь домашнюю содержать
56. Как держать на сеновалах сено, и в конюшнях лошадей, и всякую скотину, и на дворе запас дров и леса
57. Как в поварнях, в пекарнях и в рабочих избах все устроить и с отходами управиться
58. Погреба, ледники, житницы и сушильни, амбары и конюшни господину самому часто проверять
59. Как хозяину со слугами разбираться, по заслугам жаловать, а худых наказывать
60. О том, что с торговыми людьми и лавочниками расчеты часто нужно вести и проверять
61. Как содержать двор, или лавку, или амбар, или деревню
62. Как подворное тягло платить, с лавки позем или с деревни подать, и как должникам всякий долг платить
63. Указание ключнику, как хранить в погребе всякий запас
64. Советы на весь год, что к столу подавать
65. Указание о всяких медах хмельных, как сытить меды всякие, и ягодный морс готовить, и квас медовый простой ставить, и пиво простое подкармливать медом, и хмель варить, чтобы сытить мед обарной
66. Указание о всех овощах различных, как их обрабатывать, готовить и хранить
67. Свадебный чин
Послание и наставление отца сыну
Словарь устаревших слов