Домница. Монастырь Рождества Богородицы.

Домницкий Свято-Рождества Богородицы мужской монастырь основан в начале 60-х годов XVII века пустынником отцом Климентием. Он был из монахов, возрождавших Черниговскую кафедру после польского нашествия. Приблизительно в 1658 году отец Климентий срубил первую келию в глухом сосновом бору. Так возник уединенный скит, который в 1662 году разорили татары Крымской орды. Странствующий монах Дионисий возродил пустынножительство в домницких лесах в 1663-1664 годах.
Первая половина XVII столетия — времена борьбы Православия с католицизмом. Часть Черниговщины принадлежала Польше. Православные подвергались гонениям со стороны Унии. В это суровое время на черниговской земле в 1680 году явила Знамение благости и покровительства Пресвятая Богородица через свой чудотворный Образ в лесной глуши, отдаленной от врагов православия. На том месте построили тесовую часовню. Предание гласит, что слепой девочке по имени Домна во сне было сказано пойти в лес и найти икону Божией Матери. После усердных поисков она обрела указанный Образ и получила исцеление. В 1683-1685 годах иноки перенесли келии скита к месту явления чудотворного Образа Божией Матери.
Свое название монастырь получил от реки Домница, протекавшей среди сплошного леса, где явилась чудотворная икона на дереве, пень от которого до 1798 года находился в алтаре церкви святой Параскевы.
В 1693 году архиепископ Черниговский Святитель Феодосий Углицкий благословил строительство нового монастыря с корпусом келий и собором Рождества Богородицы. Работы велись старательством бывшего гетмана Малороссийского Ивана Мазепы. Следуя его примеру, гетман Иван Скоропадский строит новую часовню для чудотворной иконы Богородицы Домницкой, а позже и храм Преображения Господня с братской трапезной.
В 1694 году был составлен монастырский Синодик, который «сочинися за благословением ясне в Богу Преосвященного Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского». По благословению Святителя Феодосия было учреждено празднование иконы Богородицы Домницкой в десятую пятницу после Святой Пасхи. В 1714 году на средства сталинского сотника Иосифа Сычевского построена церковь святой Параскевы, которая уцелела и действует в наши дни.
В 1786 году по Указу императрицы Екатерины ІІ об отдаче в казенное ведомство монастырских имений в Малороссии Домницкая обитель была переведена в третий класс с передачей ее в государственную казну.
В1800-1808 годах монастырь процветал. На средства генерального судьи А. Я. Безбородько построены собор Рождества Богородицы (1806 г.), корпус братских келий, надбрамный двухъярусный колокол, ограда.
В 1846 году на средства княжны Параскевы Прозоровской построена Петро-Павловская церковь.
В Домницкой обители действовали храмы: 1) собор Рождества Богородицы, 2) Спасо-Преображенскнй, 3) Свято-Параскевиевский, 4) Свято-Варваринский, 5) Свято-Николаевский, 6) кладбищенская церковь. В 1846 году на месте кладбищенской церкви была построена каменная — Петро-Павловская.
В монастыре тепло принимали паломников. Детей-сирот монахи брали на полное содержание до их совершеннолетия.
В 1922 году безбожные власти пытались разграбить и храмы Домницкого монастыря. Но монахам, укрываясь в подземных галереях, удалось спасти ценности, особенно родную святыню — чудотворную Домницкую икону Божией Матери.
В 1925 году обитель была закрыта. В 1928 году на ее подворье расположилась Домницкая коммуна, преобразованная в 1931 году в сельскохозяйственную артель имени Первого Мая.
С 1932 года Свято-Параскевиевская церковь действовала как приходской храм. После закрытия этого прихода в 1936 году началось разрушение храмов. До фундамента уничтожили Петро-Павловскую церковь. На стройматериалы разобрали свод центрального купола Свято-Рождественского собора, а его колоннадами вымостили греблю в селе Николаевка.
Осенью 1941 года открыли женский монастырь, который назвали по единственно уцелевшему храму — Свято-Параскевиевским. В 1952 году Свято-Параскевневскую Домницкую женскую обитель закрыли.
В 1992 году приходской общине Домницкого монастыря был передан трапезный храм святой великомученицы Параскевы.
10 февраля 1995 года состоялась регистрация обители.
Преподобный Лаврентий Черниговский предсказывал, что Домницкую обитель откроют, но она будет мужской, большой и благолепной, что храмы восстанут из руин и будут сиять, как и в былые времена.
В 2011 году храм Рождества Пресвятой Богородицы был передан монастырю, в котором сей час и ведуться реставрационные работы.
Источник: сайт Черниговской епархии

Архитектурный ансамбль расположен в равнинной местности на невысоком холме посреди леса и пойменных лугов при р. Домнице, которая является правым притоком р. Десна.
Монастырь основан универсалом гетмана И. Мазепы от 16 мая 1699 г. Этим же универсалом монастырю предоставлены владения. На собственные средства гетмана здесь была поставлена деревянная церковь Рождества Богородицы. Первоначальное название монастыря — Думницкий. Название монастыря и местности происходит от реки Думницы. До 1805 г. большинство монастырских зданий были деревянными. Каменное строительство началось при игумене Иерофее Малицком с 1762 г. (возведены каменные стены вокруг обители и погреба). В 1774 г. вместо разобранной деревянной построена каменная надвратная Николаевская церковь.
Во второй половине XVIII в. Домницким монастырем стал заниматься генеральный судья Андрей Безбородько, а после его смерти в 1780 г. — его сын, канцлер Российской империи князь Александр Безбородко, который выделил средства на сооружение всех каменных монастырских зданий. После смерти в 1799 г. А. Безбородко развитием монастыря занимался его младший брат, граф и сенатор Илья Безбородько. В 1798 г. получено разрешение построить каменный монастырский собор с использованием строительного материала разобранных сооружений отмененного Макошинского монастыря, который находился в 40 километрах к востоку от Домницкого на правобережье р. Десны.
Собор Рождества Богородицы был заложен в 1800 г., освящен в 1806 г. Тогда же построены каменные трапезная Св. Параскевы, корпуса келий и настоятеля, новая стена вокруг монастыря, а Николаевскую церковь перестроили в колокольню. Автором проектов монастырских сооружений считают выдающегося итальянского архитектора на русской службе Джакомо Кваренги, который много работал по заказам братьев Безбородько, хотя прямых документальных свидетельств авторства Дж. Кваренги по Домницкому монастыю не выявлено.
В течение 1832-1837 г.г. монастырские сооружения отремонтированы и частично перестроены, в частности настоятельский корпус. В 1930-х г.г. монастырь был закрыт, однако он избежал значительных разрушений. Его основные сооружения сохранились: собор Рождества Богородицы, трапезная церковь Св. Параскевы, надвратная колокольня, братский и настоятельский корпуса. Частично сохранилась стена вокруг монастыря. В советское время здесь располагался дом инвалидов, а с 1987 г. — лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков. В течение 1950-1970 г.г. на территории монастыря возведено несколько одноэтажных корпусов, в некоторой степени исказили планово-пространственную композицию ансамбля.
Территория монастыря в рамках внешней стены неправильного прямоугольника в плане. В центре на высокой отметке рельефа — собор, в южном прясле монастырской стены — надвратная колокольня. Перед главным западным фасадом собора в одну линию размещены трапезная и братский корпус, а южнее собора — настоятельский корпус. Таким образом, комплекс имеет строго регулярную композицию, традиционную для православных монастырей.
Кубический однокупольный каменный собор Рождества Богородицы решен в архитектурных формах зрелого классицизма. Северный, южный и западный фасады акцентировали монументальные четырехколонные портики тосканского ордера с треугольными фронтонами (не сохранились), а с востока — цилиндрическая апсида, накрытая конхой. В интерьере четыре пилона разделяют квадратное в плане пространство собора на три нефа, образуя девять пространственных участков крестовокупольной структуры храма. Пилоны с помощью подпружных арок и пандативов несут цилиндрические световые подбанники со сферической ребристой куполом. Характерную для высокого классицизма монументальность и лапидарность объема подчеркивают высокий аттик, закрывающая покатый крышу, а также достаточно сдержанный декор: окна без наличников, неглубокие ниши, горизонтальные тяги, пилястры тосканского ордера. В общем, распланированно-пространственная структура здания и его декор типичные для церковных зданий архитектора Дж. Кваренги.
Основу надвратной колокольни составляет тридольный объем Николаевской церкви 1774 г.: центральная участок в плане — квадрат со срезанными углами; западная и восточная участка — прямоугольники с закругленными внешними углами. В течение 1800-1806 г.г. второй ярус церкви был перестроен и превращен в колокольню. Боковые участки были ниже среднего, имели покатые крыши. Центральный участок венчала сферическая декоративная баня с фонариком. В середине XX в. средний пролет второго яруса был перестроен: арку колокола и баню уничтожели, устроены прямоугольные окна и все здание подведено под единый карниз. Архитектурные формы этого памятника демонстрируют переход от барокко к классицизму: пластика стены — типично барочная, с чередованием плоских и округлых участков, с выразительным розрипуванием(?) многообломных карнизов. Время лишило сооружение декора: доминируют гладкие плоскости стен, прорезанные по первому ярусу арочными нишами. Здание имеет плоские перекрытия по деревянным балкам и вальмовую крышу.
Трапезная церковь Св. Параскевы Пятницы, построенная в 1806 г., является одноэтажным зальным зданием с цилиндрической апсидой и четверкой с банистым сферическим покрытием (четверик не сохранился). В течение 1832-1837 г.г. в трапезную с севера пристроен хозяйственный корпус.
Настоятельский корпус построен в 1806 г., перестроен в 1832-1837 г.г. Это прямоугольный в плане одноэтажный дом, с плоскими перекрытиями и вальмовой крышей, без фасадного декора.
Братский корпус одноэтажный, удлиненный, с плоскими перекрытиями и высокой четырехскатной крышей. Северное крыло имеет коридорно-двусторонний план, южное — секционный, состоя из двух секций: в каждой из них — сени со сквозным проходом с парадного двора на хозяйственный, по бокам — по четыре комнаты с каждой стороны. Окна прямоугольные, удлиненных пропорций. Декора на фасадах нет.
Ансамбль Домницкого монастыря является редкой памятником градостроительства и архитектуры эпохи расцвета русского классицизма в Украине, имеющий высокую научную и художественную ценность.
Домницкий монастырь Рождества Богородицы

Монастырь основан на месте явления чудотворной Домницкой иконы Божией Матери. По преданию, икону увидела во сне слепая девочка Домна, которая вскоре нашла святыню в лесу и чудесно прозрела (в старинных описаниях обители это предание отсутствует). Архивное описание монастыря (1779) утверждает, что в кон. XVII в. генеральный обозный Иван Скоропадский (будущий гетман Украины) поставил на месте явления иконы деревянную часовню, а позже (1686-1690) рядом был возведен малый деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы.
Монастырский синодик, составленный в 1694 г. по благословению Черниговского архиепископа свт. Феодосия (Углицкого) и «стараньем отца Иннокентия Макаревича, строителя обители чудотворной Думницкой», упоминает прежних игуменов Климента и Дионисия. По данным житий свт. Феодосия, в 1694 г. архипастырь совершил здесь освящение новой деревянной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. По «Летописи» Самуила Величко, в 1696 г. «иеромонах Иннокентий, игумен монастыря Думницкаго», участвовал в избрании свт. Иоанна (Максимовича) на место почившего свт. Феодосия.
Универсал гетмана Ивана Мазепы от 16 мая 1699 г. гласит: «С побожности нашей христианской, на месцу, прозиваемом Думница, в полку Чернеговском, против места Березной лежачом, на котором новоявился чудовный Пресвятой Богородицы образ и многим подает исцеления, власным своим коштом постановивши церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и з самаго фундамента построивши монастир для спасения своего, до той обителе купилисмо млын, поля, и сеножати, и займища около того монастыра лежачии».
В 1714 г. сотник Иосиф Сичевский поставил вместо часовни Скоропадского деревянный храм св. Параскевы (он стоял вне ограды обители, в его алтаре до 1798 г. хранился пень дерева, на котором явилась Домницкая икона), а сам Скоропадский примерно тогда же построил в монастыре деревянный трапезный Преображенский храм. В 1772-1779 г.г. в обители возвели каменный храм свт. Николая Мирликийского. Ок. 1780 г. протекавшая близ монастыря р. Думница изменила русло, но связанное с ней имя обители удержалось и со временем изменилось на «Домница».
В кон. XVIII в. обитель пришла в упадок, и ее хотели закрыть, но семья жившего в с. Стольном генерального судьи Андрея Безбородько пожелала обновить монастырь, и в 1800-1807 гг. граф Илья Андреевич отстроил его в камне в 100 м севернее старой монастырской усадьбы (в 1814 г. погребен в соборе обители). В 1806 г. на месте обретения иконы был освящен собор Рождества Пресвятой Богородицы (его проект приписывают Джакомо Кваренги) с приделами св. Александра пресвитера (правый) и св. мч. Илии Египтянина (левый). Вокруг него расположились трапезный храм св. мц. Параскевы Пятницы (освящен в 1807 г.), дом настоятеля, кельи и ограда, в кольцо которой включили переделанный в колокольню храм свт. Николая. В 1846 г. на месте старой усадьбы обители был выстроен каменный храм свв. апп. Петра и Павла (снесен в советское время), ставший усыпальницей графа Петра Александровича Прозоровского.
В 1920-х гг. обитель закрыли и превратили в колонию, в 1930-х г.г. здесь поселили детей-инвалидов, которых во время Великой Отечественной войны расстреляли нацисты (об этом напоминает памятник южнее Пятницкой церкви). В 1941-1942 гг. известный старец прп. Лаврентий Черниговский (Проскура, †1950) направил в Домницу многих инокинь из числа своих духовных чад, и те, по его благословению, обустроили в монастыре женскую обитель (богослужения совершали в Пятницкой церкви). Тогда же о. Лаврентий предсказал, что монастырь вновь закроют в 1952 г. Глубоко уважая домницкую игумению Архелаю, старец говорил: «Она чаек пьет, а молитва в сердце бьет. Можете не всегда ко мне обращаться: если будете в унынии, то обращайтесь к ней». До начала 1980-х г.г. обитель занимал тубдиспансер (для него выстроили дополнительный корпус), а с 1983 г. здесь находится исправительная колония.
В 1993 г. Пятницкий храм в западной части обители был передан верующим и стал приходским, в 1995 г. при нем началось возрождение мужского монастыря. Восточная половина обители остается территорией колонии: там находятся собор, колокольня, корпуса (в 1993-1995 г.г. колонией возведен ряд новых строений). В 2003 г. в соборе совершена Божественная литургия. Заключенные колонии находятся под духовным окормлением монастыря.
Святые: В 1694 г. архиеп. Черниговский свт. Феодосий (Углицкий) совершил в обители освящение новой деревянной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1941-1942 г.г. известный старец прп. Лаврентий Черниговский (Проскура, †1950) направил в Домницу многих инокинь из числа своих духовных чад, и те, по его благословению, обустроили в монастыре (закрытом богоборцами) женскую обитель.
Святыни: список чудотворной Домницкой иконы Божией Матери (написан не ранее серединры XIX в.), сохраненный жителями села. Усердное почитание Домницкого образа Пресвятой Богородицы известно не только во времена основания монастыря, но и в последующие века.
http://azbyka.ru/palomnik/Рождества_Пресвятой_Богородицы_Домницкий_мужской_монастырь

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?