Домик Петра I на Петроградской стороне недалеко от Петропавловской крепости рядом с Невой – уникальный и неповторимый. Это первое здание Санкт-Петербурга, единственная уцелевшая деревянная постройка, раскрашенная под кирпич (когда-то весь Петербурх был таким) и самый маленький дворец на свете – всего 60 кв. м. Его происхождение осталось неразгаданным. Возможно, он старше, чем считалось раньше.
Этот аккуратный сруб — свидетель строительства новой столицы России от ее закладки до появления гранитных набережных и дворцов. Внутри он отличался простотой и демократичностью обстановки. Поэт Сумароков о Домике Петра писал:
Льзя ль пышный было град сим домом обещать?
Никто не мог того в то время предвещать;
Но то исполнилось; стал город скоро в цвете…
Каков сей домик мал, так Петр велик на свете.
«Красные хоромы»
В 1703 году заложили Петропавловскую крепость на Заячьем острове — она дала начало Санкт-Петербургу. Царь же поселился неподалеку, на соседнем Березовом острове (нынешний Петроградский), под защитой крепости в небольшом деревянном домике. Он жил в нем с 1703 по 1708 год, когда посещал грандиозную стройку новой столицы его империи, только в летнее время. Поэтому в нем нет печей и труб.
Домик стоял совсем у воды, и царь мог любоваться из окон на корабли на реке и строящуюся Петропавловскую крепость. Но береговую линию постоянно укрепляли и подсыпали от наводнений, и постепенно дом «отступил» от нее на 70 м.
Маленький «дворец» по приказу царя, поклонника всего голландского, раскрасили под кирпичную кладку — по его указу весь строящийся город раскрашивали под камень, чтобы он походил на Амстердам. Домик Петра – единственная постройка, сохранившая этот фасад-обманку, обнаруженный во время реставрации. Возможно, поэтому его называли «Красными хоромами» или «Первоначальным дворцом».
Тайна происхождения
О том, что это старейшая постройка Санкт-Петербурга у историков не возникает никаких сомнений.
По официальной версии он построен из обтёсанных сосновых брёвен всего за три дня (с 24 по 26
мая 1703 года) солдатами -гренадерами Семёновского полка с участием самого царя. Однако ее достоверность все больше подвергается критике, так как она берет свое начало из рукописи Петра Никифоровича Крекшина, изрядного фантазера.
При этом учеными установлено, что способ рубки и обработки бревна, цветочные росписи на стенах, жилое помещение из двух одинаковых комнат, разделенных сенями, и слишком большие для русской избы окна свидетельствуют о скандинавском, скорее всего шведском происхождении сооружения. Так что вряд ли это дело рук русских солдат, скорее – шведских плотников. А вот перенесли ли его из другого места или оно тут стояло изначально — загадка. Возможно, Петр просто устроил свое жилье в готовом шведском строении. Превратить жилище рыбака в царские покои – в стиле царя-преобразователя.
Маленький и нарядный
Благодаря раскраске под кирпич и высокой крыше, покрытой гонтом, деревянными дощечками, имитирующими черепицу, домик имел яркий праздничный вид. Он был заметен даже с противоположенного берега Невы. К нему так и просился уменьшительно-ласкательный суффикс – «Красные хоромцы».
На коньке крыши возвышалась деревянная мортира с раскрашенными под огонь ядрами, ведь хозяин носил звание капитана бомбардирской роты Преображенского полка. Окна переливались всеми цветами радуги благодаря особому «лунному стеклу» с волнистой поверхностью, нарезанному небольшими прямоугольниками. Закрывались они темно-вишневыми ставнями. На наличниках и дверях «извивались» орнаменты из цветов. Сени разделяли помещение на две светлицы. Слева – столовая и спальня, справа – рабочий кабинет.
Факт! Великим царь был не только по делам, но и по росту. Отметка на наружной двери показывает 2 м 4 см.
Местность вокруг «царской резиденции» не так долго оставалась пустынной. Вскоре появились посольский дом Александра Меншикова для приемов иностранных гостей, похожий на церковь с высоким шпилем, гостиница, аустерия (кабак), где громко отмечались победы русского оружия. После Полтавской победы столица начала отстраиваться особенно высокими темпами. На площади рядом с мини-дворцом выросла церковь Святой Троицы (Троицкий собор). Площадь стала называться Троицкой.
Выдерживая удары стихии
Вскоре у царя появились Летний, Зимний и Путевой дворец в Стрельне, соответствующие его статусу. Заброшенный Домик стал ветшать под воздействием времени и местного влажного климата. Окончательно развалиться «памятнику эпохи» не дал сам Петр I. По его указу к 20-летию основания города «Красные хоромцы» отремонтировали, покрасили и взяли под охрану властей. Сверху от стихийных напастей их укрыли каменной галереей работы Трезини. И весьма вовремя – их регулярно заливало бушующими водами.
Факт! Металлическая дощечка на фасаде запечатлела уровень, до которого поднялась вода в 1975 году — 278 сантиметров. Это было последнее большое наводнение.
В 1784 году по распоряжению Екатерины II была построена защитная галерея. На этот раз арки укрепили металлическими сваями, заменили пол внутри галереи, сделали железную кровлю.
Современный павильон-футляр соорудили из кирпича в 1844 году по проекту Романа Ивановича Кузьмина: галерея нуждалась в ремонте. Под бывшим дворцом проложили каменные тоннели для сбора влаги, зацементировали фундамент. Пол между домом и футляром выложили кирпичом, залили цементом и заасфальтировали. Новая постройка по размеру точно повторяла старую. Архитектор придерживался стиля «петровское барокко», в котором построен Петербург начала XVIII века. Однако футляр закрыл нижнюю часть сруба, исказив его пропорции.
Вследствие постоянных ремонтов облик Петровского жилища менялся. 12 пилястр (выступов-колонн) на фасадах скрывали болты, которыми стягивали доски. «Лунные» стекла заменили на обыкновенные, поменяли ткань обивки «покоев» на более шикарную, потолок покрыли железом для повышения устойчивости к пожарам.
В XIX веке вокруг городской достопримечательности сделали сад и огородили ажурной чугунной позолоченной решеткой с вензелями Петра I. В конце XIX века установили причал для императорских лодок. Романовы сами сажали деревья в сквере вокруг семейной реликвии серебряной лопатой – чтили память великого предка. И здесь же установили первый водопровод в Санкт-Петербурге специально для полива растений.
В конце XIX века к футляру пристроили два придела — с северной и южной стороны. В южной поместили лодку-верейку, на которой Петр I обходил тогда еще дикие берега Невы в поисках места для основания Санкт-Петербурга.
Факт! Четырехвесельная лодка-верейка с рулем и багром длиной 7 м 70 см построена самим царем. Аналогичные суденышки перевозили людей с одного берега реки на другой, когда мосты еще не построили.
Часовня
По указу Елизаветы I, дочери Петра, в 1741-1742 годах в Домике была построена часовня. Ее главную святыню икону Спаса Нерукотворного Петр I возил с собой в военные походы. По преданию образ, написанный Симоном Ушаковым, достался ему от отца — Алексея Михайловича. Это одна из самых почитаемых реликвий Санкт-Петербурга. Императрица своей рукой переписала молитву спасителю и положила перед иконой.
К образу стекались толпы верующих. Так и говорили — «идти к Спасителю». Икона считалась покровительницей студентов и школьников, которые приходили сюда накануне сессий, чтобы не провалить экзамены.
К образу стекались толпы верующих. Так и говорили — «идти к Спасителю». Икона считалась покровительницей студентов и школьников, которые приходили сюда накануне сессий, чтобы не провалить экзамены.
Факт! Сегодня музей, помимо личных вещей императора, представляет предметы быта начала XVIII века, материалы по истории Северной войны и строительства Санкт-Петербурга, а также историю самого экспоната и его реставраций.
На этот раз главным «врагом» сохранности сруба стала не природа, а люди. Они ежедневно проходили через него толпами. Пришлось из окна в спальне сделать дополнительную дверь и поменять в этой комнате сосновые полы на каменные.
Как в петровскую эпоху
После прихода советской власти Домик Петра I передали в музейный фонд, но службы в нем продолжались. В 1929 году часовню ликвидировали. Чудесная икона хранится сегодня в Спасо-Преображенском соборе.
В 1930-м начал работать музей. В войну он сильно пострадал, но большинство экспонатов удалось спасти. Домик — первый музей в Ленинграде, открывшийся после снятия блокады.
В 1970-х годах прошла реставрация, призванная восстановить «красные хоромы» в их первоначальном виде, но с использованием современных материалов. Тогда и обнаружили роспись под кирпичную кладку, выполненную охрой от руки. Совершенно неожиданно расчистили и восстановили оригинальную роспись петровских времен – гирлянды из цветов и пейзажи. Открыли нижнюю часть сруба, скрытую футляром, и он вырос на 35 см. Дверь в спальню опять превратили в окно.
Стены обтянули морской парусиной. Около 3000 деревянных гонтовых дощечек очистили от пяти слоев краски. Удалось даже восстановить «лунные стекла» в окнах. Теперь Домик стал выглядеть как при знаменитом хозяине — с серовато-зеленой крышей и стенами под красный кирпич. Только на одном углу оставили пилястры, карниз и часть мраморного пола как память о многочисленных переделках.
Памятник Петру I
Бюст императора на высоком пьедестале выполнен по мраморной модели скульптора Жилле 1760 года, а тот повторяет еще более ранний бюст государя работы Растрелли. Его поставили к 150-летию со дня смерти основателя Санкт-Петербурга рядом с его первым городским жилищем. Петр изображен в воинских доспехах, с орденской лентой через плечо. Причем одно плечо у бронзового царя имеет вид корабельного носа, а другое представляет собой плачущего льва.
Петровская набережная в ее современном виде сложилась в начале XX века. Ее покрыли гранитом и перенесли на 30 метров к реке, а Домик, наоборот, от нее «отодвинулся». Перед ним сделали спуск к воде – по бокам его «сторожат» китайские мифологические существа Ши-Цза, доставленные прямо из Маньчжурии.
Сегодня небольшой Домик Петра I– одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, вызывающая восторженные отзывы туристов. Ведь это возможность прикоснуться к эпохе, когда все только начиналось: на диких болотистых невских берегах можно было увидеть лишь одиноких рыбаков и долговязую фигуру российского императора, присматривающего место для новой столицы России.