Протопоповский переулок перпендикулярно отходит на восток от трассы Проспекта мира в середине отрезка от Садового кольца до 3-го автокольца (площадь «Кресты» — площадь Рижского вокзала) и соединяет начальные отрезки основной и дублирующей трасс начала Ярославского шоссе – собственно Проспекта мира и Переяславской улицы. Район получил довольно позднее для Москвы освоение. В 1706 г. в пустынный район к востоку от Ростовского шоссе был перенесен Аптекарский огород (для выращивания лекарственных трав), исторически находившийся возле Кремля на Воздвиженке (территория усадьбы Талызиных – Музей архитектуры им. А.В.Щусева). В 1806 г. Аптекарский огород был передан Московскому Университету и стал основой Ботанического сада, сохранившегося к югу от трассы Протопоповского переулка, который первоначально получил название Аптекарского.
В конце XIX и в начале XX вв. часть территории к северу от переулка, уже получившего наименование Протопоповского (по-видимому, по фамилии владельца одного из участков) заняло Братолюбивое общество, на средства которого здесь был построен достаточно крупный благотворительный комплекс (3 19), включавший Дом (Комплекс домов) дешевых квартир (стр. 1, 5, 8) и Мариининскую богадельню (стр. 6). Работы вел архитектор И.П.Машков, занимавший должность архитектора Братолюбивого общества.
Комплекс домов Дешевых квартир в Протопоповском переулке представляет интерес тем, что, по-видимому, сложился в несколько этапов в очень небольшой промежуток времени. Комплекс включает несколько небольших малоэтажных зданий. Первые варианты проектов домов дешевых квартир были выполнены И.П.Машковым еще в 1890 г., строительство было осуществлено в 1898 г. Поскольку главным требованием строительства было достижение дешевизны производства работ, здания были украшены достаточно скромно, но, по-видимому, уже на первом этапе строительства в оформление фасадов были включены классические фронтоны в завершении фасадов или в завершении порталов входных зон на столбах без капителей.
В 1910 г. в зданиях был проведен ремонт. Тогда над окнами корпусов появились декоративные рельефы в стилистике ампира XIX в. и неоампира начала ХХ в. в виде филенок с медальонами или в виде триумфальных венков под карнизами на консолях в виде валют. Работы проводились в период подготовки 100-летия Отечественной войны 1812 г., в этот период в строительстве Москвы было очень модно использование элементов архитектуры «послепожарной Москвы».
В здании проводится поддерживающий ремонт, отдельные работы по приспособлению для современного использования.
Автор статьи: Сергей Сергеев
Материал с портала «Узнай Москву»