Дата открытия, История появления
Участок домовладения №12 по Вишняковскому переулку, в котором сейчас находится музей Московского образования им. Г. А. Ягодина, входит в состав одной из заповедных зон исторического центра города Москвы. Сам дом является памятником истории и культуры федерального значения.
Здание музея в настоящее время является основной частью исторической территории городской усадьбы XIX века, сохранившей главные элементы застройки: главный дом и фрагмент ворот.
Первые сведения об усадьбе относятся к последней трети XVIII в. Основа же главного дома, возможно, еще старше – первой половины XVIII в. По городскому плану 1768 г. дом входил в состав владения, обращенного своей южной стороной в переулок, а с запада и востока ограниченного боковыми внутриквартальными проходами.
Владельцы и значимые персоны
К 1772 г., когда домом владел московский купец 1-й гильдии Иван Иванович Дорофеев, проходы были застроены, определены границы участка, который был спланирован по типу городской усадьбы. В плане близкий к кварталу участок имел ломаную, с небольшим скосом, боковую, западную границу (граница с церковным владением). Выходящий в переулок, каменный главный дом усадьбы и деревянные службы формировали пространство двора, за которым раскинулся сад с жилыми флигелями.
Во время пожара 1812 г. деревянная застройка усадьбы, как и всего квартала, выгорела.
В 1815 г. усадьбу приобрела купеческая жена Ольга Степановна Макеева, при которой дом был в тот же год восстановлен в прежних габаритах, за ним на вновь прикупленном участке, в глубине квартала, раскинулся сад.
Несколько позже вдоль боковых границ владения – торцами в переулок – были поставлены два боковых флигеля: восточный – жилой – известен по плану 1817 г., западный – нежилой – по плану 1826 г., благодаря которому по переулку сформировалась усадебная композиция, характерная для ампирного стиля.
Ольга Степановна значительно увеличила территорию усадьбы, прикупив сады в глубине квартала, и, видимо, в то же время – участок с восточной стороны. На нем разместили хозяйственный двор усадьбы с нежилыми деревянными строениями в один этаж. Каменная беседка с галереей украсили сад.
Записки историка Ф.Ф. Вигеля позволяют ощутить особенности городской среды и быта этого уголка Москвы: «Помещики соседних губерний почитали обязанностью каждый год в декабре со всем семейством отправляться на собственных лошадях и приезжать в Москву около Рождества… Каждого ожидал собственный деревянный дом, неприхотливо убранный, с широким двором и садом без дорожки, заросшим крапивой, но где можно было, однако же найти дюжину диких яблонь и сотню кустов малины и смородины… Все Замоскворечье было застроено подобными домами…».
Главный дом усадьбы с деревянным мезонином располагался на белокаменном цоколе и выходил на линию улицы. В глубине небольшого двора с садом находились хозяйственные деревянные постройки. Подобный характер структурного построения в середине XIX был характерен для большинства городских усадеб. Традиционно невысокие дома (в 2–3 этажа – жилые, в 1 этаж –хозяйственный) с пышными усадебными садами являлись отличительной особенностью Замоскворечья. Дом, в котором расположен Московский музей образования, относится как раз к описываемому времени.
При следующей владелице – купеческой вдове Прасковье Степановне Титовой в 1868 г. предполагалось расширить дом за счет пристроек по сторонам мезонина и построить Г-образный корпус на хозяйственном дворе, по границе с садом. Но проект осуществлен не был.
Перестройка и реставрация
Границы усадьбы окончательно определились к 1870-м гг., когда сократилась территория сада и установилась западная граница с владением Троицкого храма в Вишняках.
По плану 1870 г. уличный фасад главного дома имел центрическую композицию – с мезонином, завершенным фигурным аттиком и лепниной, штукатурный декор был выполнен в формах классицизирующей эклектики. Деревянный переход соединял дом с жилым восточным флигелем, который, в свою очередь, несколько позже был объединен с хозяйственным корпусом.
В 1891 г. по заказу потомственной почетной гражданки Москвы Евдокии Иосифовны Ленивовой (её инициалы красуются на аттике) приступили к реализации нового архитектурного проекта. По проекту архитектора А.С. Васильева главный дом усадьбы был объединен с восточным флигелем, получил второй этаж и нарядный лепной декор в прежних формах классицизирующей эклектики. Тогда же вдоль переулка и восточной боковой границы усадьбы был вытянут каменный Г-образный корпус (конюшня, каретник, погреба). Таким образом, сложившийся комплекс развивал традиционный принцип московской городской усадьбы.
После 1917 г. все строения усадьбы были приспособлены под жилье, затем территория трансформировалась с появлением современных построек со своими адресами.
В 1939 г. за главным домом усадьбы, на участке бывшего сада было построено двухэтажное каменное здание в соответствии с концепцией 1930-50-х гг., предусматривающей размещение детских учреждений в глубине квартала. В середине 1950-х гг. по оси здания построили хозяйственную пристройку (прачечную); за корпусом с бывшей конюшней и каретником, приспособленным под жилье, возвели 4-этажное общежитие для рабочих.
В 1950-70-е гг. западный флигель был снесен. В 1990-е гг. разобран хозяйственный корпус.
Современное назначение
В настоящее время от прежней усадьбы сохранился главный дом и западный нежилой флигель ампирного времени, соединенный с главным домом пилонами ворот с двумя калитками – вход в усадьбу. Вместе с тем, несмотря на понесенные потери и последующие перестройки, здание музея представляет собой хорошо сохранившейся образец исторической застройки заповедной зоны Москвы «Замоскворечье».
Автор статьи: Александр Гулин
Материал с портала «Узнай Москву»