В 1816 г. один из восьми участков владения купил губернский секретарь И. И. Передков, выстроивший в 1819 г. деревянный одноэтажный дом по красной линии переулка. Дом по проекту архитектора Ф. К. Соколова представлял собой образцовый послепожарный ампирный особняк на белокаменном цоколе с четырехколонным портиком, увенчанным фронтоном. Слева к дворовому фасаду примыкала прямоугольная в плане деревянная пристройка.
В конце 1860-х дом приобретает декабрист Петр Николаевич Свистунов, в 1863 г. вернувшийся в Москву из ссылки. По воспоминаниям современников, Свистунов был личностью незаурядной, талантливый публицист, «отлично образованный и замечательно умный человек; у него в характере было много веселого и, что называется, по-французски caustique, что делало его необыкновенно приятным в обществе» (М. Брызгалова, внучка декабриста И. Анненкова). В доме П. Н. Свистунова бывал Л. Н. Толстой, работавший в то время над романом о декабристах. Сохранилась их дружеская переписка. «Петр Николаевич много читал, всегда был занят в своем кабинете. По вечерам играл на виолончели под аккомпанемент рояля. Аккомпанировала ему дочь Кити или Мадлен. Иногда приходили друзья, музыканты, кто со скрипкой, кто с флейтой, и устраивались трио, квартеты…» (Е. Головинская, племянница Свистунова). Старшая незамужняя дочь Свистунова ‒ Мария Петровна ‒ была пианисткой, училась в Московской консерватории, в Будапеште брала уроки у Ференца Листа. С ней и доживал свой длинный век (он прожил 85 лет) в особняке в Гагаринском переулке «последний из декабристов».
В 1873 г. П. Н. Свистунов обратился с просьбой в городскую управу о капитальном ремонте дома – замене рам, полов, «снятии на оном строении фронтона и наружной деревянной обивки» для последующего оштукатуривания с отделкой по фасаду. Работы выполнялись по проекту архитектора М. Кривошеева. При Свистунове дом был увеличен в длину за счет левой пристройки, увеличилось крыльцо со двора. Центральная часть фасада была выделена плоским ризалитом, обработанным рустом. Окна обрамляли профилированные наличники с ушками и замковыми камнями. Фасад с лаконичным ампирным декором венчал антаблемент с гладким фризом. Дом имел традиционные для первой трети XIX в. интерьеры: просторный холл, объединяющий анфиладу парадных комнат. Деревянная лестница с балясинами вела на антресоли с тремя жилыми помещениями.
В конце XIX в. дом купил известный врач Н. А. Берензон, стараниями которого старая усадьба Баташевых была переустроена в лечебное учреждение – Яузскую больницу. Больницей «в качестве главного врача заведывал доктор Н. А. Берензон ‒ с большим практическим опытом и хорошей эрудицией, благодаря чему пользовался среди своих товарищей авторитетом и уважением и умел в молодых врачах пробуждать дух исследования и любовь к научным занятиям» (отчет МГУ за 1923 г.). Домом Берензон владел вплоть до 1917 г. В основном объеме главного дома, вход в который осуществлялся через пристройку в галерее, располагалась пятикомнатная квартира владельца, а трехкомнатная квартира в пристройке сдавалась внаем.
С 1912 г. дом снимал архитектор А. В. Щусев, переехавший в Москву после победы в конкурсе на постройку Казанского вокзала. Щусев прожил здесь до 1946 г. И вновь дом стал местом притяжения творческой элиты. Здесь бывали Корин, Нестеров, Рерих, позднее – молодые архитекторы, работавшие в мастерской Щусева. Здесь в 1941 г. художник М. Нестеров писал портрет Щусева, ныне хранящийся в Третьяковской галерее.
В 1970 г. деревянная пристройка к дому была заменена на каменную в тех же объемах. Пристройка сохранялась до 2008 г., когда во дворе был выстроен офисный центр с подземной парковкой, примкнувший к особняку. В это же время в доме были проведены реставрационные работы с приспособлением под офисные функции.
Автор статьи: Ольга Яковлева
Материал с портала «Узнай Москву»