Сретенка – улица, очень важная в историческом развитии Москвы, но, при этом, обладающая особой не совсем счастливой судьбой. Сретенка – часть одной из старейших дорог Москвы и всей Северо-Восточной Руси – одной из «дорог Юрия Долгорукого» – дороги на север – на Ростов Великий, в Москве (в районе Лубянской площади) переходившей в дорогу на юго-запад на Чернигов и Киев. Дорога имеет слишком великую историю. Поэтому укажем только, что начальный участок Ростовского (сейчас Ярославского) шоссе получил свое название в честь встречи – Сретения – Чудотворного Образа Пресвятой Богородицы Девы Марии Владимирского, перенесенного из Владимира в Москву в 1395 г. во время похода на Северо-Восточную Русь среднеазиатского полководца Тимура (Тамерлана). Благодаря заступничеству Чудотворного Образа Северо-Восточная Русь была спасена от разгрома.
Со временем на площади в начале Сретенки возник дровяной – лубяной торг, по которому площадь и начало Сретенки (до Бульварного кольца) стали именоваться Лубянскими, а название Сретенки сохранилось только за отрезком от Бульварного кольца до Садового кольца. В архитектурном отношении Сретенка в целом, к сожалению, уступает своему продолжению за Садовым кольцом Проспекту мира, а также соседям Мясницкой и короткой Рождественке. Один из немногих памятников архитектуры Сретенки – усадьба купцов Кирьяновых, возникшая, по-видимому, в 1780-е годы при восстановлении Москвы после Чумного бунта 1771 г. – об этом свидетельствует постановка главного двухэтажного дома усадьбы в стиле строгого классицизма по красной линии улицы (более ранняя застройка Москвы, как правило, предусматривала расположение главных построек участка в центре владения).
Во второй половине XIX в. усадьба получает доходное использование и сдается под наем жилья. Усадьба Кирьянова стала местом жизни замечательного московского скульптора Сергея Михайловича Волнухина. Судьба мастера так же не была простой, в истории русской скульптуры он известен прежде всего как автор Памятника первопечатнику Ивану Федорову возле Китай-городской стены.
С.М.Волнухин происходил из купеческой семьи, жившей в Замоскворечье. Несмотря на семейные традиции, талантливого мальчика, имевшего склонность к рисованию, отдали учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С.М.Волнухин довольно долго учился в училище, в середине 1880-х гг. почти одновременно с окончанием училища он женился. При этом материальное положение его отца значительно ухудшилось, так что молодой мастер вынужден был «жить своим домом». Сравнительно скромное число значительных работ СМ.Волнухина определяется тем, что для содержания многодетной семьи мастер очень много работал в различных областях художественного творчества, в том числе – как модельщик в известной фирме серебряных изделий Овчинниковых, а так же практически все время преподавал.
В наследии С.М.Волнухина необходимо отметить бюст П.М.Третьякова, выполненный после смерти легендарного мецената в 1898 г. Квартиру на Сретенке С.М.Волнухин так же нанимал до 1898 г., в котором он был избран руководителем скульптурной мастерской родного Московского училищ живописи, ваяния и зодчества, после чего переехал в казенную квартиру в комплексе училища на Мясницкой (современный комплекс Академии народного художника СССР И.Глазунова). В здании проводится поддерживающий ремонт, отдельные работы по приспособлению для современного использования.
Автор статьи: Сергей Сергеев
Материал с портала «Узнай Москву»