Участок по Большой Никитской, 15 в XVIII-XIX вв. принадлежал церкви Малое Вознесение, расположенной на противоположной стороне улицы. В 1802 г. он состоял еще из двух дворов причта, один из них принадлежал дьячку, другой священнику.
К 1821 г. произошло слияние двух дворов в одно владение священника церкви Малое Вознесение и была сформирована новая композиция застройки. Каменный двухэтажный дом по красной линии, вероятно, включил объем жилого дома XVIII в. Рядом был построен одноэтажный каменный корпус, а по задней меже одноэтажный деревянный сарай.
До 1912 г. в застройке значительных изменений не происходило. После сноса всех объемов на территории рассматриваемого владения для протоиерея Вознесенской церкви по проекту гражданского инженера В. И. Дзевульского было построено одноэтажное с подвалом и антресолями здание – «торговое частью с жильем».
Построено оно практически без отступлений от первоначального замысла. Особое внимание уделено главному фасаду, решенному в неоклассических формах, с использованием отдельных элементов стиля модерн. Отличительной чертой здания стали огромные стеклянные витрины в металлических переплетах. Небольшие простенки между ними были оформлены пилястрами, завершенными ионическими капителями. Массивный антаблемент был расчленен большими прямоугольными нишами, расположенными над каждой витриной. Венчающий карниз был решен в виде ряда иоников. Убранство главного фасада дополняли скульптурные маски и вазоны. Гладко оштукатуренный дворовый фасад не получил декоративного оформления.
По проекту здание состояло из пяти торговых помещений с отдельными спусками по каменным лестницам в подвал и винтовыми металлическими лестницами, ведшими на антресоли. В 1980-е гг. такая структура сохранялась лишь фрагментарно. Постепенно произошло укрупнение помещений, вероятно, когда в здании разместили ателье мод.
Кроме прогрессивного инженерного решения витрин и модного решения главного фасада здание стало известно благодаря располагавшейся здесь в 1919-1921 гг. «Лавке имажинистов» ‒ книжному магазину «Артели художников слова», принадлежавшему С. Есенину и А. Мариенгофу. Вместе с В. Шершеневичем и Р. Ивневым (псевдоним М. А. Ковалева) они составили группу имажинистов, которая представляла собой одно из многочисленных литературных течений начала 1920-х гг. Кроме участия Есенина, группа была примечательна эпатажными выходками (например, на одну ночь Тверская была «переименована» в Есенинскую). Книжная лавка был открыта с разрешения Л. Каменева и первоначально предназначалась для продажи букинистической литературы. Вскоре поэты, члены объединения, стали продавать здесь «свои» издания. Иногда Есенин и Мариенгоф вставали за прилавок. Магазин был очень популярным, число покупателей росло день ото дня. Кроме поэтов, в магазине работало еще несколько служащих. Комната в антресолях была оборудована для отдыха. По воспоминаниям Р. Ивнева, там стояли большой круглый стол, диван и мягкая мебель. Комната называлась «кабинетом дирекции».
К настоящему времени здание сохранило основу объемно-пространственной композиции и структуру фасадов. Декор фасадов и интерьеров полностью утрачен. Утрата первоначального облика связана с переоборудованием здания под банк.
Здание состоит под государственной охраной как объект культурного наследия регионального значения: «Здесь помещался книжный магазин «Лавка имажинистов», в 1919-1921 гг. работал поэт Есенин С. А.».
Автор статьи: Александр Фролов
Материал с портала «Узнай Москву»