«ДОМ ТУЛИНОВЫХ-ВИГЕЛЯ».
Об этом доме, располагающимся в историческом центре Воронежа, очень много информации. Все авторы статей пишут о ценности второго в истории города жилого кирпичного здания, его уникальной архитектуре и истории, бесконечных планах реставрации. Однако, на сегодняшний момент, здание уже не просто разрушается, а совсем исчезает из архитектурного ландшафта города.
А начиналось все в начале 18 века, когда разбогатевший крепостной Максим Сергеевич Тулинов (фамилия-прозвище, указывала на то, что он родом из города Тула), сумев выкупить себя из крепостной зависимости, переехал в Воронеж, где заработал огромный по тем временам капитал, открыв суконную мануфактуру и поставляя в губернию соль. Ему удалось зачислить себя и свое потомство к купеческому сословию, отстроить имение в Рамони, которое позднее будет выкуплено у его потомков принцем Ольденбургским. В 1730-1740 годах Максим Тулинов возводит в центре города дом, а вокруг дома разрастается улица, долгое время носившая название Тулиновской.
Впоследствии потомки Максима Тулинова и его сына Василия неоднократно достраивали и перестраивали дом с чисто купеческой необузданной роскошью. К 1810 году в нем причудливо сочетались барокко, ампир (вертикальные выступы пилястры), готика (стрельчатые окна и острые зубцы аттика на стенах заднего фасада). Главный вход в здание начинался веерообразной мраморной лестницей.
Тогда же внук Максима Тулинова-Иван добивается признания себя и своего потомства дворянским сословием Воронежской губернии с внесением в 6 часть Родословной книги. Иван Тулинов заказывает придворному живописцу Ф.С. Рокотову портрет своей супруги Анны Семеновны (сейчас в собрании ГТГ), но неудовлетворившись этим украшает лепными женскими головами, изображающими его супругу, фасад дома. На этом счастливый период жизни в семье Тулиновых заканчивается.
Их три сына-бездетные холостяки отличались большими странностями в поведении. Если самый младший Алексей, по воспоминаниям язвительного родственника Тулиновых Ф.Ф Вигеля, «был совсем умалишенным», то Николай Иванович-камер-юнкер Двора Его Императорского Величества, воронежский губернский предводитель дворянства, почетный попечитель Воронежской губернской гимназии, в начале расписал весь мрамор в каминной комнате, потом в цветниках двора установил скульптурные группы Амура и Психеи, и начал устраивать в доме что-то вроде любительского театра, основными действующими лицами которого были те же амуры и психеи, которых изображали обнаженные актеры, стоявшие в нишах дома. Третий брат-Дмитрий, по воспоминаниям современников, «был самым тихим». Примечательно,что все три брата умерли в один 1852 год в достаточно молодом возрасте. Их сестра Варвара Ивановна, бывшая замужем за Николаем Филипповичем Вигелем, умерла вторыми родами в 19 лет в своем доме. А спустя два года «случайно» выстрелил в себя ее муж. Единственной из оставшихся в живых детей была Анна Ивановна Шеле (урожд. Тулинова), которая длительное время судилась со своим родным племянником Ф.Н.Вигелем. Наконец, в 1856 году суд утвердил «раздельную запись», согласно которой дом отошел Вигелю.
Отставному поручику Филиппу Николаевичу Вигелю (1805-1877) дом то же счастья не принес. Там один за другим умирают его сын и жена. Будучи щедрым благотворителем, оставшись на старости лет совершенно одиноким, он завещает дом «под бесплатную лечебницу с родовспомогательным отделением».
В 1900-1901 годах в доме были возведены новые постройки для «родильного и гинекологического отделения». Открыт детский приют. На некоторое время здание забрало под свои нужды земское управление, но в советское время там снова начал действовать родильный дом.
Здание, сильно разрушенное во время бомбардировки города в годы войны, было восстановлено в практически первозданном виде. Родильный дом, организованный согласно завещанию Ф.Н.Вигеля в память о его матери, жене и сыне и неосознанно выполнявшим это завещание советскими властями, просуществовал до 1988 года. А потом закрылся «на капитальный ремонт», который продолжается до настоящего времени.
——————————