С конца XVII века это владение за Мясницкими воротами принадлежало дяде Петра I Льву Кирилловичу Нарышкину. Скорее всего, в начале следующего столетия здесь были построены прямоугольные в плане каменные палаты. Сам земельный участок имел для своего времени довольно внушительные размеры, доходя до Большого Козловского переулка и объединяя современные владения 44 и 46.
После Нарышкиных некоторое время усадьбой владел Г. Ф. Вишневский, а в 1749 году новым хозяином становится П. Я. Голицын. По всей видимости, при нем дом был перестроен. Во всяком случае, через четыре года, стоимость его, о чем свидетельствует купчая нового владельца Ф. В. Новосильцева, значительно выросла.
В последующие годы владение неоднократно переходило из рук в руки, а главный дом, в соответствии с менявшейся архитектурной модой и пожеланиями новых хозяев, много раз перестраивался. Появлялись дополнительные усадебные строения.
В 1825 году усадьбу приобрела тайная советница Н. М. Арсеньева. Ее «эпоха» — одна из самых интересных в жизни старинного особняка. В те годы здесь располагался один из культурных салонов Москвы. В гостях у Арсеньевой бывали А. С. Пушкин, П. Я. Чаадаев, М. И. Глинка, известный библиофил А. А. Соболевский, писатель Н. Ф. Павлов, историк и журналист Н. И. Надеждин и многие другие. Здесь, во время своих приездов в Москву, ежедневно бывал и «всегда с готовностью садился за рояль» знаменитый венгерский композитор Ференц Лист. Несколько дней он даже прожил в гостеприимном арсеньевском доме.
В 1847 году Арсеньевы продали свою усадьбу, и она, вновь сменив нескольких хозяев, через два десятилетия была приобретена баронессой Н. Ф. фон Мекк – вдовой «железнодорожного магната» Карла фон Мекка.
Надежда Филаретовна обожала музыку и была одной из самых щедрых меценаток своего времени. Именно она, одна из первых, разглядела в П. И. Чайковском гениального композитора. История их отношений удивительна. Они не были лично знакомы, но тринадцать лет находились в переписке. Все эти годы фон Мекк оказывала Петру Ильичу существенную материальную помощь, по сути, оградив его от житейских забот и позволив полностью отдать себя творчеству.
По приглашению Надежды Филаретовны композитор не раз останавливался в ее доме на Мясницкой улице. Правда, в отсутствие хозяйки. Их платонические отношения были прекращены в 1890 году по инициативе фон Мекк – ее финансовое положение к этому времени изрядно ухудшилось.
А музыку детям фон Мекк преподавал молодой и практически никому тогда неизвестный француз Клод Дебюсси. Он влюбился в свою воспитанницу Соню фон Мекк, и просил у матери ее руки. Но в данном случае чутье отказало Надежде Филаретовне. Она категорически отказала и попросила незадачливого жениха незамедлительно покинуть ее дом. Дебюсси пришлось вернуться на родину. Теперь мы знаем его как знаменитого композитора с мировым именем.
Вскоре после смерти Н. Ф. фон Мекк дом на Мясницкой был продан ее наследниками известному золотопромышленнику, первогильдейскому купцу Николаю Дмитриевичу Стахееву. При нем во дворе был построен дополнительный корпус, а само владение стало доходным.
Последним дореволюционным хозяином старинной усадьбы был потомственный почетный гражданин Константин Федорович Тахтамиров.
После 1917 года дом превратился в коммунальное общежитие. Позже коммуналки расселили, а их место заняли различные государственные конторы. В 2000-е годы была проведена реставрация и прекрасный особняк, тесно связанный с целым рядом блестящих имен, принадлежащих русской и мировой культуре, нынче является несомненным украшением Мясницкой улицы.
Автор статьи: Алексей Дедушкин
Материал с портала «Узнай Москву»