Каждый раз проезжая мимолетом Ульяновск по Халтуринскому спуску я зацеплялся взглядом за два остроконечных фронтона, украшенных пропильной резьбой и утопающих в зарослях американского клена и дикорастущего винограда. В прошлом году я все-таки пробежался вдоль ограды, сделав несколько снимков через плотную зелень. Причудливое здание с множеством хаотично нарастающих объемов по периметру оказалось домом симбирского архитектора и преподавателя Саввы Ниловича Огонь-Догановского.
Дом представляет собой набор сумбурно скомпонованных объемов: веранд, павильонов, закрытых террас и каменных пристроек. Сложно представить, что все это возводилось по единому архитектурному проекту. Моя гипотеза нашла подтверждение в трех изданиях ГИММЗ «Родина В.И.Ленина», в которых говорится, что «ядром, вокруг которого сложилась объемно-пространственная композиция дома, стала одноэтажная закрытая веранда-беседка, возможно, изначально оформленная в готическом стиле. В процессе постепенного строительства к существующей беседке с северной стороны были пристроены две комнаты, с юга — каменное открытое крыльцо, внутри помещения оборудованы печи. В дальнейшем к жилому павильону с западной стороны был сделан двухэтажный пристрой с башенкой». Интересный пример, как спонтанная разрастающаяся застройка усадебного участка вокруг нежилого открытого помещения, вылилась в выразительный и яркий особняк, схожий по своему абрису с викторианскими домами Западной Европы. Сам С.Н. Огонь-Догановский называл свой дом «домом павильонного типа». В архиве ГИММЗ так же сохранился проект жилого деревянного флигеля, в котором абсолютно точно угадывается часть дома, обращенная на южную часть спуска, что в свою очередь так же подтверждает тезис о пошаговой достройки здания дополнительными объемами.
Разрешение на строительство «жилого деревянного павильона» Симбирская городская управа выдала 7 сентября 1895 года. То, что дом был выстроен на рубеже XIX — XX веков, в до модерновую эпоху, видно, можно сказать, невооруженным глазом. Эклектичная манера, включающая в себя неоготические мотивы, с «народной» орнаментальной пропильной резьбой, нагромождение и несогласованность объемов, а так же расположение дома вдали от красной линии в глубине участка характерны для архитектуры этого периода.
Очень интересно стилистическое сходство дома на Халтуринском спуске с другим проектом Огонь-Догановского — домом надворного советника В.Л. Прушакевича в Ульяновске. Все та же неоготика, как основополагающий стержень эклектики здания, все те же стрельчатые окна, остроконечный щипец над главным фасадом и орнамент масверк в пропильной резьбе. Вообще неоготические мотивы в той или иной мере часто встречаются в работах Огонь-Догановского.