Дом Палибина в Москве
Это один из немногих сохранившихся деревянных особняков столицы. Редкий образец послепожарной Москвы начала XIX века. Особняк находится на улице Бурденко (ранее она называлась Долгим переулком), когда-то в этом районе селились небогатые дворяне. Здесь же проживал и коллежский асессор Гавриил Палибин. Семьи у него не было.
Кто был автором проекта неизвестно, в то время проектированием домов занималась специальная комиссия во главе с архитектором Осипом Бове. Согласно указу Александра I новую застройку нужно было привести к единому стилю, в том числе и по цвету. Один из них серо-голубой или «дикОй», который выбрал для своего дома Палибин. Обращает на себя внимание лепнина на фасаде, выполненная в виде растительных орнаментов, гиппокампов (мифических морских коней) и горгон.
После революции дом стал коммунальным. А в 1980-х здание отдали Министерству мясной и молочной промышленности. С их приходом началась полномасштабная реставрация, в ходе которой была обнаружена уникальная отделка стен и потолка. Изображения выполнены на двуслойной бумаге. Можно сказать, что это «предок» обоев, распространенный в XIX веке и практически нигде не сохранившийся. Росписи выполнялись художниками вручную и встречались только в богатых домах, что удивительно для данного особняка. Оказалось, что после революции кто-то из новых жильцов дома Палибина, делая ремонт, решил проложить стены и потолок войлоком из верблюжьей шерсти и покрыть его сверху штукатуркой, что и позволило «обоям» так хорошо сохраниться. Они фактически были законсервированы на полтора столетия.
Еще одна жемчужина дома — это печь, собранная из разных изразцов (на фото 2). Разнообразие рисунков объясняется тем, что печи в доме перекладывали во время достройки в 1850-е годы и старые изразцы решили не выбрасывать, а сложить в одном месте. Другие печи дома облицованы белым кафелем — по моде середины XIX века.
В 2018 году вновь началась реставрация. Вот, что рассказывает архитектор Владислав Харитонов: «Особенно трудоемкой была расчистка фасада, которую сделали, чтобы увидеть первоначальное колористическое решение. В этом нам большую помощь оказали волонтеры. Еще до проведения противоаварийных работ они расчистили фасад, загрунтовали стены для покраски и привели в порядок цоколь. Интерьеры XIX века не сохранились. Вся обстановка в доме новая, но сделана под старину. Двери, окна и подоконники тоже не подлинные. Но они находятся там же, где были в момент постройки здания. Вся дверная и оконная фурнитура сделана с учетом архивных данных и дает представление о том, какой она была 200 лет назад. Обои хорошо сохранились, и мы оставили их для дальнейшего экспонирования. Эта интерьерная живопись — часть первоначальной отделки стен, которую выполнили в 1818 году по заказу Палибина. Стены оштукатурили и покрасили в спокойные тона, чтобы подчеркнуть выразительные образцы живописи двухсотлетней давности. Также планировали воссоздать напольные покрытия двух типов: щитовой паркет и дощатый пол. В итоге решили воссоздать щитовой паркет из сосны во всех помещениях. Основанием для восстановления послужил фрагмент первоначального паркета, найденный при реставрации 1980-х годов в одном из помещений».
Сейчас в доме находится Фонд Архангела Михаила, выступивший заказчиком всех основных работ. Основная их деятельность заключается в изготовлении икон, они вышивают их при помощи бисера. Поэтому внутри можно полюбоваться не только сохранившейся отделкой, но и красивейшими иконами. Экскурсии здесь дело нечастое, водит только один гид, ее контакт оставлю в комментариях.
Адрес: Москва, ул. Бурденко, д. 23.