Деревянный дом с мезонином на высоком каменном цоколе с двумя ризалитами в Трубниковском переулке относится к характерным постройкам послепожарной Москвы 1820-х гг. Первый известный план домовладения относится к 1822 году, когда здание принадлежало Е. П. Солнцевой. С тех пор сменилось много владельцев, утрачен сад и исторические границы усадьбы, снесены дворовые строения, но дом, несмотря на многократные перестройки, все же сохранил свои характерные особенности. В конце XIX века хозяевами дома были братья Д. и П. Боткины. В 1889 года на дочери миллионера-чаеторговца Петра Боткина женился художник, коллекционер, меценат И. С. Остроухов (1858–1929), который с 1890 года стал владельцем дома. Здесь находился его знаменитый на всю Москву домашний музей, в собрании которого были работы Серова, Левитана, Врубеля, Репина, Дега, Матисса, Ренуара, Мане, а также богатейшая коллекция русских икон.
Вскоре дом стал перестраиваться применительно к нуждам и вкусам семьи, что во многом определялось собирательной деятельностью его хозяина. Для создания надлежащих условий хранения и экспонирования коллекций, а также для занятия живописью со стороны переулка в 1905 году была сделана одноэтажная каменная пристройка, которая в 1914-м достраивалась вторым этажом и новой каменной двухэтажной жилой пристройкой со стороны двора. Так возник знаменитый на всю Москву домашний музей, в который был открыт свободный доступ для всех желающих, сам хозяин называл свою коллекцию «Музеем личного вкуса».
В 1918 году частный музей национализировали, его владельца назначили пожизненным хранителем, а особняк стал филиалом Третьяковской галереи, получив название «Музей иконописи и живописи им. И. С. Остроухова». После смерти Остроухова музей ликвидировали, коллекция оказалась в фондах крупных художественных музеев. Но в памяти москвичей этот дом навсегда остался домом Остроухова.
#прогулкисмкн