Информация о здании
Большая Лубянка до середины XIX века являлась частью улицы Сретенки, затем в 1926 году она была переименована в улицу Дзержинского, а в 1991 году ей было возвращено историческое название.
В начале XVII века на этом месте (нынешние владения №№ 12 и 14 по Большой Лубянке) находились каменные палаты князя Дмитрия Михайловича Пожарского. В 1611 году здесь, подле двора Пожарского, произошёл бой отряда русского ополчения с польскими интервентами, захватившими Москву. В этом бою князь Пожарский был тяжело ранен: «…изнемогша от великих ран паде на землю, и взем его повезоша из города вон к Живоначальныя Троице в Сергиев монастырь».
Палаты горели. Затем они долго и с трудом восстанавливались. Вскоре после смерти Дмитрия Михайловича (ум. в 1642 году) усадьба перешла к родственникам его жены — Голицыным, а в конце XVII века была поделена на две части. Нынешнее владение № 14 перешло к Нарышкиным. Владение № 12 сохранилось за Голицыными. В это время на участке Нарышкиных появился каменный двухэтажный дом, который затем не раз перестраивался, но в основе своей сохранился до наших дней. Возможно, при его строительстве в объём здания были включены части палат Пожарского.
Вплоть до 1811 года усадьба переходила от одного дворянского рода к другому. В разное время ею владели Долгорукие, Голицыны, Нарышкины, Хованские и Волконские. Во времена царствования Анны Иоанновны здесь размещался Монетный двор, а в елизаветинские времена — Камер-Коллегия, заведующая казёнными сборами. В 1770-х годах (при московском главнокомандующем князе М. Н. Волконском) древние палаты были в очередной раз перестроены. В их устройстве принял участие известный архитектор и гравёр итальянец Франческо (Франц Иванович) Кампорези.
А в 1811 году усадьбу приобрел граф Фёдор Васильевич Ростопчин, в следующем году назначенный московским главнокомандующим. Именно сюда курьер М. И. Кутузова доставил письмо с приказом о сдаче Москвы французам. Описание усадьбы встречается в романе «Войне и мире» Л. Н. Толстого. Здесь был убит купеческий сын Верещагин, которого заподозрили в предательстве. Отсюда же уехал граф Ростопчин, оставляя Москву Наполеону. В ростопчинской усадьбе расположился один из французских отрядов. Благодаря этому, усадьба уцелела во время пожара. Правда перед уходом французы собирались взорвать дом, но заложенный ими заряд вовремя заметил истопник, который и предотвратил взрыв. После освобождения Москвы граф Ростопчин вернулся в свою усадьбу, и в 1814 году здесь был организован торжественный прием по случаю победы и заключения мира.
В 1842 году домовладение приобрёл герой войны 1812 года граф Василий Васильевич Орлов-Денисов, сын атамана войска Донского Василия Орлова и внук первого графа из донских казаков генерала от кавалерии Федора Денисова.
В 1856 году усадьбу купила жена действительного статского советника Н. П. Шипова — Д. А. Шипова. Новые владельцы устроили в старинной усадьбе домовую церковь Благовещения.
В 1860-е годы по сторонам от главного дома были построены флигели одной с ним высоты, вторящие его архитектуре, тогда же появились и сохранившиеся до наших дней изящные пилоны ворот.
В начале 1880-х годов усадьба была вновь продана, теперь статскому советнику Э. Э. Маттерну. Через год она перешла к Московскому страховому от огня обществу. Позднее здесь же расположилось Российское общество застрахования капиталов и доходов, учрежденное в 1835 году. Страховые общества существовали здесь вплоть до 1918 года.
После революции в бывшей усадьбе размещались органы государственной безопасности, а с начала 1990-х — различные коммерческие организации. В 2009 году усадьба перешла в федеральную собственность.
Во дворе усадьбы еще пока живо и держится из последних сил удивительное, очень редкое для Москвы дерево – жостер даурский, который является охраняемым природным памятником..
Перестройка и реставрация
Усадебный ансамбль последние годы находился в аварийном состоянии, и требовал безотлагательного проведения полного комплекса ремонтно-реставрационных работ, которые были начаты в 2016 году и полностью завершены в 2020 году. Объект стал лауреатом конкурса «Московская реставрация — 2020» в нескольких номинациях: за лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ, за лучший проект реставрации и приспособления к современному использованию, за высокое качество реставрационных работ по живописным плафонам.
Автор статьи: Алексей Дедушкин
Материал с портала «Узнай Москву»