Дом-музей Верещагиных в Череповце
Семья Верещагиных подарила миру двух уникальных людей — Николая Верещагина, основателя молочной промышленности в России и Василия Верещагина, знаменитого художника.
Николай Верещагин родился 13 октября 1839 года в семье потомственного дворянина Новгородской губернии Василия Васильевича Верещагина. В десять лет он был отдан на обучение в Морской кадетский корпус, который успешно оканчивает. Но военная карьера его не привлекает, он выходит в отставку, поступает и оканчивает в 1864 году Петербургский университет, где изучал естественные науки. Н.В.Верещагин становится учёным. Женившись по любви против воли отца на бывшей крепостной крестьянке Татьяне Ваниной, Николай Верещагин не может оставаться в имении родителей со своей молодой женой. И тут Николай узнаёт, что можно получить рекомендательное письмо и отправиться в Швейцарию для обучения сыроваренному искусству. Заняв денег весной 1865 года, он уезжает в Европу. Становится подмастерьем в небольшой сырне недалеко от Женевы. За три месяца работы он заслуживает отличный диплом и поднимаясь всё выше в своём мастерстве, работает у лучших мастеров Европы.
В 1866 году в селе Остроковичи Корчевского уезда Тверской губернии при содействии Верещагина создаётся первая артельная сыроварня в России для производства «…лучшей доброты сливочного масла и сыра», а 1871 году в селе Едимоново того же уезда открывается школа молочного хозяйства, директором которой он и становится. Масло в России давно делали, но оно было невысокого качества. Сыр тоже производился, но под руководством европейских мастеров, а они свои секреты хранили строго.
За время существования школы и её филиала в селе Коприно Рыбинского уезда Ярославской губернии было подготовлено свыше 1000 специалистов. Обучение в школе было бесплатным, мало того, им платили стипендию. Мастера сыровары и маслоделы разъезжались по всей России, организовывая артельные сыроварни и маслодельное производство. Едимоновская школа стала не только образовательным, производственным, но и научным центром молочного животноводства России. Сюда приезжали студенты, профессора, академики, министры, специалисты разных стран. Школа получала всю важнейшую периодику по молочному животноводству из многих европейских государств. В школе проводили исследования, изобретались новые рецептуры, создавались новые технологии и оборудование. Именно Верещагин разработал рецептуру и технологию производства такого знаменитого бренда как «Вологодское масло». Он бы мог стать миллионером, если бы патентовал свои изобретения, рецептуры и технологии, но Николай Васильевич все свои разработки специально публиковал в открытой печати, чтобы никто не смог взять на них «привилегию» и чтобы они были доступны любому домохозяину и быстрее распространялись по России.
Василий Верещагин еще при жизни стал известен как художник батальных сцен. Однако его «непатриотичные», как их называли, работы демонстрировали зрителям не триумф побед, а изнанку сражений — с погибшими, ранеными, измученными солдатами. Художник ходил не только в военные походы, но и путешествовал по всему миру, привозя эскизы для будущих полотен — экспрессивных, красочных и детальных. Коллекционер Павел Третьяков скупал работы Верещагина целыми сериями вместе с резными авторскими рамами, которые создавались по эскизам живописца.
Еще во время учебы проявилась его способность к живописи — он посещал рисовальную школу, знакомился с художниками. После окончания кадетского корпуса Верещагин на морскую службу не пошел. В 1860 году против воли родителей он поступил в Академию художеств. В 1864 году Верещагин уехал в Париж и год учился и работал у Жана Леона Жерома — авторитетного живописца-академиста. Первая масштабная выставка Верещагина прошла в Петербурге в 1874 году. Тогда от желающих увидеть картины не было отбоя — залы Министерства внутренних дел едва вмещали всех посетителей. Весь тираж каталогов выставки — 30 тысяч экземпляров — раскупили.
Дом, некогда принадлежавший семье Верещагиных, пережил немало испытаний. В 1880-е годы владельцы продали его местному купцу, который сдавал часть помещений второго этажа постояльцам. В 50-60-е годы XX века здесь находились коммунальные квартиры, и лишь в 1984 году здание было передано музею.
В наши дни вокруг музея-усадьбы Верещагиных благоухает сад. Обстановка мемориального дома бережно воссоздана по воспоминаниям Василия Верещагина в его автобиографической книге «Детство и отрочество».
Адрес: Череповец, ул. Социалистическая, 22, 28