Дом-музей П. В. Кузнецова в Саратове

На пересечении улиц Октябрьская и Валовая, у самого края Глебучева оврага стоит Дом. В позапрошлом веке здесь стоял точно такой же деревянный дом, с каменной двухэтажной пристройкой, флигелем, мансардой с видом на Соколовую гору и яблоневым садом. В этом доме в 1878 году родился Павел Варфоломеевич Кузнецов.
Здесь прошло его детство и юность. Отец выполнял заказы на писание и реставрирование икон: холсты, деревянные доски, масло, краски. Мать воспитывала троих сыновей, увлекая их музыкой, живописью и рукоделием. Любовь природе юному Павлу и его братьям старшему Михаилу и младшему Виктору привил дед — Илларион, с которым мальчики жили весной, летом и осенью в садах за Соколовой горой.
В маленьком Павле открываются незаурядные способности впитывать красоту. «Мою душу переполняли восторг и радость, хотелось это состояние как-то передать другим людям». Кузнецов начинает рисовать. В мастерской отца он наблюдает за кропотливой работой: как обрабатывают деревянные доски, натягивают холсты, разводят и смешивают краски. Вдыхая запах масла и дерева, получает первые навыки. А к 13 годам становится ясно, что он станет живописцем. К этому располагало всё: родительская поддержка, наличие в городе прекрасного художественного музея, знакомство и дружба с Виктором Борисовым-Мусатовым, обучение в профессиональной рисовальной школе у Василия Коновалова и Гектора Баракки и, конечно, родное место.
«Тенистая, мощеная булыжником улица. Большой заросший овраг. Соколовая гора, самая высокая в окрестностях Саратова. Сюда тянутся художники с мольбертами запечатлеть течение великой реки. Склоны — «Берендеево царство» — маленькие лепящиеся друг к другу домики ремесленников, фруктовые сады, Волга и степной манящий левый берег, Собор, и колокольный завод. А по утрам звонят колокола»
В сентябре 1897 года Павел Кузнецов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, покидает родной дом и бывает тут не часто, а со временем только наездами. Но со всех концов света в дом летят письма, с суровых берегов Белого моря и нежных берегов Прибалтики, из Москвы и Парижа, Крыма, Кавказа, Средней Азии. Дом, где до конца своих дней прожили его родители отец Варфоломей Федорович, мать Евдокия Илларионовна и младший брат Виктор.
Идея создания мемориального Дома художника возникла сразу после его смерти в 1968 году. А официальное разрешение пришло спустя 20 лет. Реконструкция здания началось в 1988 году и длилась вплоть до 1996 года, когда в связи с отсутствием финансирования восстановительные работы прекратились, Дом разрушался буквально на глазах.
В 1998 год, год 120-летия художника путем невероятных усилий, культурная общественность города и сотрудники Радищевского музея сумели обратить внимание на удручающее состояние Дома. Конечно средствами искусства: акция «Сад Павла Кузнецова», «заборные» выставки, многочисленные телерепортажи и радиопередачи, статьи в газетах и журналах. Состоялось выездное заседание Правительства Саратовской области в Глебучевом овраге и Начались восстановительные работы.
В 2001 году состоялось музейное новоселье.
Дом Павла Кузнецова — это несколько экспозиционных зон: комнаты, мансарда, сад. Частично в доме воссоздан интерьер рубежа XIX – XX веков. Старинные зеркала, шкафы, сундуки, комод, пианино, киот с домашними иконами, мольберт, который принадлежал Павлу Кузнецову, сохранивший следы красок. Подрастает яблоневый сад, год от года создавая все большую тень во вместительной деревянной беседке. Цветут цветы, начиная с мая желтыми и алыми тюльпанами и заканчивая в сентябре роскошными розами и веселыми бархотками, забор увит виноградом.
Здесь, стараниями научных сотрудников, проходят уникальные выставки, смелые акции, фестивали. Собирается много гостей и зрителей, ведется плодотворная работа с молодыми художниками, в результате которой филиал стал неофициальным центром современного искусства города. А далеко за пределами нашего региона знают о самой короткой выставке в мире — «Художники Саратова — Павлу Кузнецову», уникальных традиционных Рождественских выставках, легендарных «заборных» выставках, в которых принимали участие все ведущие саратовские художники, виртуальном проекте «Павел Кузнецов — шаг сквозь стену». С 2001 года на базе музея проводятся так называемые арт-экспедиции, проект «Музейная долина», по изучению окрестностей Глебучева оврага и загадочной реки Тайбалык, протекающий под ним. Совершаются вылазки в Маханный овраг и Сечу по местам Павла Кузнецова. И, конечно, в филиале периодически проходят выставки Павла Кузнецова, знакомя зрителей с бесценным наследием художника.
В фондах Радищевского музея находится самая крупная коллекция Мастера и его жены художницы Елены Бебутовой, которая, вполне возможно, в ближайшем будущем станет постоянной экспозицией в галерее имени Павла Кузнецова в здании бывших мастерских отца Павла Варфоломеевича по улице Валовой.
Таким образом, Дом Павла Кузнецова это не просто здание — это целый мир и его художественная ойкумена очень широка.
Вся жизнь Дома пропитана Кузнецовским жизнелюбием, стремлением узнать и попробовать что-то новое, любовью к жизни, природе, высокому искусству и самым простым вещам.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?