Дом-музей Максимилиана Александровича Волошина, который был замечательным поэтом и переводчиком, гениальным жизнестроителем и творцом, философом, критиком, тонким художником и блестящим мыслителем, является одним из уникальнейших мест, широко известных в международной культурной среде. Музей находится в здании, которое начали возводить в 1903 году, для его постройки были использованы эскизы М. А. Волошина. Строительство было растянуто на 10 лет, но благодаря усилиям и поддержке матери поэта и художника оно подошло к концу в 1913 году. Строение представляет собой памятник истории, архитектуры и культуры. Благодаря древности здания и аутентичной коллекции, представленной в нем, оно может быть отнесено к короткому ряду музеев, сохранивших действительную мемориальность посреди всех бурь XX века.
Дом поэта расположен в живописном месте набережной поселка Коктебель. Здесь был открыт музей летом 1984 года. Все книги и архивы М. А. Волошина бережно сохранила его вдова Мария Степановна, жившая здесь до 1976 года, она же помогала поддерживать подлинную обстановку дома. В музее сохранена точность убранства и все детали, присутствовавшие при жизни поэта.
Здесь царит необыкновенная аура культуры Серебряного века. Оказавшись в помещении, гости музея смогут узнать больше о стиле, который стал символом Дома поэта, и погрузиться в обстановку, проявившую себя в аутентичных реалиях. Каждая мемориальная комната музея дышит атмосферой всего дома, а огромное количество уникальных экспонатов рассказывают об их владельце. С вышки можно полюбоваться культурно-историческими ландшафтами, которые воспевал Волошин и прочие представители литературного и художественного миров. С террасы открывается чудесный вид на скалы Кара-Даг и вырезанные на них портреты Волошина и Пушкина, также недалеко от этого места расположена могила поэта: она находится на вершине горы Кучук-Енишары.
Дом-музей стал продолжением славных волошинских традиций в Коктебеле. Каждый год здесь проходят события международного значения: пленэры, литературные конкурсы и фестивали, все они объединены в Научно-творческий симпозиум «Волошинский сентябрь». Здесь же вручают Международную Волошинскую премию и проводят научно-культурологическую конференцию «Киммерийский топос: мифы и реальность».
Оказавшись в музее, стоит взять экскурсию, так как из рассказов гида гости узнают не только о знаменитом поэте, но и знакомятся с атмосферой дома начала века, а также друзьями поэта. Здесь регулярно проводятся мероприятия для школьников, в частности, самые юные поклонники творчества поэта и художника могут пройти программу по музейной педагогике и прослушать цикл лекций.
Дом был возведен в 1903–1913 годах самим поэтом и его матерью Еленой Оттобальдовной Волошиной. В последние два года строительства к уже выросшему колыбному дому была пристроена высоким эркером двусветная Мастерская, для создания которой был использован дикий камень. Общее строение было очень гармоничным и имело разные ритмы архитектурных объемов и окон, чуть позже вокруг него появились светло-голубые террасы-палубы и вышка-мостик.
Личные качества поэта, его высокий авторитет в художественных и литературных кругах привели к тому, что в Дом Поэта стала стекаться вся творческая интеллигенция. Здесь Волошина навещали известные деятели культуры, поэты и писатели, среди которых отметились Осип Мандельштам, Александр Блок, Валерий Брюсов, Андрей Белый и прочие.
Гости собирались здесь для отдыха, общения и поиска вдохновения, прячась от суетливой жизни столицы и отыскивая единомышленников, которые могли разделить их душевные переживания. Гостеприимный Коктебель давал каждому именно то, что он искал. По этой причине дом Волошина становился ареной для живых литературоведческих споров, изящных шуток и духовных бесед.
Во время самых тяжелых 1920-х годов дом принимал огромное количество жильцов, тогда за один только летний период хозяева разместили более 600 человек. Борясь за будущее своего детища, М. А. Волошин в 1931 году передал пристроенный к основному дому дом матери и первый этаж своего дома Всероссийскому союзу советских писателей, чтобы тот в дальнейшем создал здесь дом творчества.
При жизни поэта в доме устроили бесплатный Дом отдыха для творческих людей, а после его кончины уже всё место перешло Союзу писателей. До 1976 года второй и третий этажи дома занимала его вдова, следившая за сохранностью обстановки комнат. По ее запросу в 1975 году была начата работа по созданию музея. Следующие несколько лет дом реставрировали, подводили к нему коммуникации и сооружали системы отопления.
В августе 1984 года дому был присвоен статус музея, а спустя 15 лет его включили на правах отдела в Коктебельский республиканский эколого-историко-культурный заповедник «Киммерия М. А. Волошина». В первое десятилетие XXI века реставрировалось и укреплялось здание музея.
Каждый год середина августа знаменуется проведением в Доме-музее праздника «День рождения Макса Волошина», куда приходят все друзья этого места, а также поклонники творчества поэта со всех уголков земли.
Зимой 2018 года по приказу Правительства АР Крым установили охранную зону для территории, находящейся рядом с Домом-музеем Волошина. Весной этого же года в музее был торжественно открыт проект «К 125-летию Волошинской Киммерии».
Уже на пороге музея его гости начинают ощущать дух особого интеллектуального мира. Экспозиция представлена в трех залах, все экспонаты являются отражением биографии и творчества поэта и художника. Настоящей гордостью этого места является собрание живописных произведений Волошина, также отдельно здесь можно ознакомиться с работами прочих русских художников.
В собрании музея находится свыше 60 тысяч экспонатов, среди которых около четырех тысяч книг. Научная библиотека регулярно пополняется благодаря преподносимым музею подаркам. Здесь можно обнаружить цельные и прекрасно сохранившиеся мемориальные комнаты, известную Мастерскую Волошина, библиотеку поэта, пятой частью которой являются издания с автографами именитых деятелей русской и мировой культуры.
Почти каждый предмет музейного фонда раритетен и мемориален. Архивный фонд богат личными документами поэта: здесь можно ознакомиться с записными книжками и письмами различных корреспондентов к Волошину, рукописями и машинописями, содержащими авторские правки, переводами и письмами к родным, знакомым и друзьям. Особо ценны негативы и позитивы, сделанные лично М. А. Волошиным.
Музей демонстрирует гостям красоту утилитарно бытовых вещей и предметов декоративно-прикладного искусства. Место наполнено самодельными предметами мебели с элементами инкрустации и росписи, при изготовлении некоторых было использовано выжигание, часть вещей изготовил в свое время сам М. А. Волошин, для другой части были использованы его чертежи.
Особого убранства в доме нет. Миниатюрные комнаты имеют выбеленные стены, на твердых диванах собственного изготовления разбросаны полотняные подушки, много табуреток, скамеечек и стеллажей с книгами.
Первый зал знакомит гостей с литературно-исторической экспозицией. Попадая сюда, туристы и гости города как бы готовятся к дальнейшей экскурсии по музею. В комнате широко представлены документы, снимки и письма, в деталях рассказывающие о жизненном пути и творчестве Максимилиана Волошина.
Второй этаж приглашает проследовать в мастерскую, полностью сохранившую свою обстановку после ремонта. Каждая вещь находится здесь на своем месте, точно так же, как и при жизни хозяина дома. Мебель и сам интерьер этого пространства подчеркивают тонкий вкус поэта и его увлечения. Глиняные вазы с сухими горными растениями, письменный стол Волошина, книжные полки, мольберт и кисти с красками — обстановка будто располагает к покою и неспешным думам.
В качестве центра мастерской выступает так называемая «каюта Таиах», название которой пошло из-за расположенной на стене копии скульптурного портрета древнеегипетской царицы Мутноджемет, воспетой Волошиным под именем загадочной царевны «Таиах». Неподалеку разместился ряд живописных полотен, среди которых работы творца в акварели с элементами искусства Востока и Запада, а самых внимательных гостей наверняка заинтересуют морские раковины, деревянные и каменные фигурки и ожерелья из самоцветов. В каюте можно отдохнуть на двух невысоких самодельных диванах, над которыми размещены японские ксилографии, являющиеся частью собранной поэтом коллекции.