Глеб Успенский — известный русский прозаик, автор очерков, рассказов и повестей. Родившийся в Туле в семье провинциального чиновника, он поступил в Петербургский университет, и примерно в это же время начал публиковаться как писатель. Литературная карьера началась с рассказа «Старьевщик», опубликованного в журнале «Зритель»; позже Успенский становится сотрудником журналов «Северное Сияние», «Русское слово» и некрасовского «Современника», а позже — «Отечественных записок».
Дом в деревне Сябреницы писатель купил в 1881-м году у знакомого чиновника по фамилии Малиновский. Дом (бывший на тот момент единственным двухэтажным домом в деревне) достался ему вместе с 1.5 десятинами земли. Поселившись в Сябреницах, писатель погрузился в изучение жизни местных крестьян, а также рабочих чудовских заводов и фабрик. Именно собранный здесь материал впоследствии стал основой книг «Власть земли», «Живые цифры», «Петькина карьера», «Четверть лошади» и другие. Правда, прожил он здесь на самом-то деле совсем недолго — с 1881-го по 1882-й годы.
В доме писателя часто гостили известнейшие люди своего времени. Среди них — художник Н.А. Ярошенко, написавший портрет Глеба Успенского и его старшей дочери, писатели В.М. Гаршин, В.Г. Короленко и Н.К. Михайловский, композитор В.С. Серова и ее сын В. Серов — в будущем знаменитый художник. Еще чаще бывали у Успенского и революционеры-народовольцы — Андрей Желябов, Софья Перовская, Николай Кибальчич: писатель был очень близок народовольцам и из-за этого находился даже под негласным наблюдением полиции.
Музей в Сябреницах открыли в 1935-м году. Он включает, во-первых, литературную экспозицию, посвященную жизни и творчеству писателя, а во-вторых, мемориальные комнаты — кабинет Успенского, комнату его жены А.В. Успенской, столовую-гостиную и кухню. В мемориальных комнатах можно увидеть и личные вещи писателя: принадлежавшие ему книги, картины, прижизненные издания его произведений. Правда, во время Великой Отечественной войны деревня оказалась захваченной немецкими войсками, которые устроили в здания музея лазарет — а заодно вырубили сад, помнивший еще писателя. Музей Успенского был восстановлен только много лет спустя, в 1967-м.