За этим зданием прочно закрепилось название по имени его первого владельца. Александр Дмитриевич Мурузи был сыном турецкого дипломата из известного фанариотского рода. Фанариоты — влиятельная греческая диаспора в Османской империи, состоящая из духовенства и торгово-денежной аристократии. В России им было даровано право носить княжеский титул. Дом был построен в 1870-х годах в мавританском стиле. Восточные мотивы в то время имели широкое распространение. Главным архитектором был Алексей Константинович Серебряков. Интересно то, что участком ранее владел командор Николай Петрович Резанов, чья история стала прообразом героя поэмы «Авось» Андрея Андреевича Вознесенского и рок-оперы «Юнона и Авось», написанной Алексеем Львовичем Рыбниковым.
Мурузи владел домом недолгое время. После его смерти в 1880 году его овдовевшая супруга продала владение, и особняк был превращен в доходный дом, то есть в нем можно было арендовать квартиру или площадь под магазин. С 1890 года хозяином здания был генерал-лейтенант Оскар Рейн.
В доме было около 60 квартир и 7 магазинов. Особняк, по-прежнему сохраняющий название “Дом Мурузи”, привлекал внимание как необычными фасадами, так и внутренней отделкой. За ним закрепилась слава «литературного места». Именно здесь Николай Лесков закончил свою повесть “Левша”. На рубеже XIX и XX столетий здесь проживали поэт Дмитрий Мережковский и поэтесса Зинаида Гиппиус. Предполагается, что события, описываемые в повести Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет», происходили в доме Мурузи. После революции здесь был организован Дом поэтов при активном участии Николая Гумилёва, и располагалось издательство «Всемирная литература». В общем, это было место встречи многих известных поэтов, писателей и литераторов. В 1955 году в этот дом заселился будущий лауреат нобелевской премии Иосиф Бродский.
В 1998 году друзья Бродского, в числе которых были известные представители российской и зарубежной культуры, обратились к губернатору Петербурга с просьбой о помощи в открытии музея. С тех пор была проделана большая работа, пришлось преодолеть немало сложностей. С 2015 года пространство музея стало доступно для посещения, но официальное открытие состоялось только в мае 2020 года. Музей носит название «Полторы комнаты» и находится в доме Мурузи.