Мимо этого старинного здания на бывшем Вознесенском проспекте не пройдет ни один человек, считающий себя фотографом. Впрочем, людям, далеким от вспышек, камер и пленки, Дом Метенкова тоже покажется весьма интересным. Усадьба появилась в городе в XIX веке, а прославилась благодаря известному Уральскому фотографу, «оставившему» особняку свою фамилию. Ныне в этом месте располагается фотографический музей. Единственный в Свердловской области.
Эта старая усадьба…
Объект, что сегодня украшает улицу города, был «зафиксирован» на карте Екатеринбурга в 1825 году. Первым его владельцем стал священник Николай Милорадов, служивший в церкви Святой Екатерины. В 1856-м он выстроил на месте, что когда-то пометили топографы, деревянно-каменный особняк. Украшением одноэтажной постройки стал шикарный двор с садом, где хозяин разбил живописные цветники и газоны.
Через 14 лет у дома появился новый владелец – Николай Бархатов – выходец из купеческой семьи, перебравшейся в Екатеринбург из Красноуфимска. В 1882-м хозяин видоизменил усадьбу. Он надстроил второй этаж и балкон, а окна снабдил щегольскими узорчатыми наличниками. Бархатов мечтал сделать свое жилище как можно краше. Ведь дом располагался в престижном месте и соседствовал с Клубом Общественного собрания, здание которого было выполнено в белом камне. Здесь часто устраивались чиновничьи празднества. По улице то и дело проезжали кареты, из которых выходили нарядные дамы и господа, спешащие на балы и вернисажи.
Красноуфимский купец намеревался и далее преображать свою усадьбу, но стройка затянулась. В 1895-м хозяин решил продать дом. Купила особняк Евдокия Метенкова – надевано вышедшая замуж за известного в России фотографа Вениамина Леонтьевича. Деньги на приобретение жилого имущества женщине дала родная сестрица Татьяна Ожегова, востребованная в Екатеринбурге акушерка.
Уже через год новая хозяйка дома провела здесь ремонт. На первом этаже здания появился «Склад фотографических принадлежностей Е.В. Метенковой». Еще через два года усадьбу ждала новая реконструкция, проект которой владелица поручила выполнить архитектору Юлию Осиповичу Дютелю. По его замыслу к особняку пристроили фотомастерскую, представляющую собой павильон, украшенный стеклянным витражом. Помещение было хитро спланировано – специальный наклон позволял мастеру делать снимки с четкими изображениями. Вверху постройки красовалась вывеска: «Фотография Л.В.Метенкова». Она-то и решила судьбу здания.
Фанат своего дела
Вениамин Леонтьевич Метенков появился на свет в 1857-м, в Миассе, в семье кожевника. В начале 1870-х отец вывез домочадцев в Москву, где они посетили Всероссийскую промышленную выставку. Там Метенковы первый раз попали в фотоателье, где сделали общую фотографию. Подросток Вениамин был ошарашен мастерской и всеми премудростями в ней свершаемыми. Именно тогда он решил стать фотографом.
В 1875-м он начал обучаться фотографическому делу у поляков, одновременно работая конторщиком на Кочкарском золотом прииске. Через год Вениамин Леонтьевич Метенков занялся художественными фотопортретами. Любимое дело стало приносить доход. Молодой человек странствовал по окрестностям Миасса и снимал золотоискателей.
Через пять лет у Метенкова появилось первое фотоателье, а еще через два года его приняли в Русское техническое общество.
В 1883 году Вениамин Леонтьевич прибыл в Екатеринбург. Свое первое ателье он открыл по адресу Вознесенский проспект, 22, где и работал, пока молодая супруга не приобрела усадьбу, стоявшую неподалеку.
В Екатеринбурге Вениамин Леонтьевич не только «щелкал» живописные виды города и людей, желающих получить снимок на память, но и конструировал фототехнику. Кроме этого, Метенков договорился о прямых поставках современной аппаратуры от передовых европейских фотографических контор. Он заполучил в компаньоны такие компании, как: «Carl Zeiss» , «Goerz», «Kodak».
Благодаря модной технике, фотограф стал первым на Урале, кто смог сделать портрет с искусственным освещением. Метенков применил стереофотографию в своем деле и не прогадал – слава о мастере моментально расползлась по городу и окрестностям. От богатых клиентов не было отбоя.
В свободное время Вениамин Леонтьевич отправлялся в путешествия. Он предпочитал поездки пассивному отдыху, заранее составляя список мест, где бы мечтал побывать. Обязательно брал с собой фотоаппарат. Куда бы он не заглядывал: Невьянск, Златоуст, Верхотурье или Уфа – снимал все, что попадалось под «прицел». Темами его творчества становились: природные пейзажи, дети, бытовые сюжеты… После долгих и увлекательных поездок Метенков выпускал авторские почтовые карточки. Он составил большой альбом с уральскими и екатеринбургскими пейзажами, который сохранился до наших дней.
Вениамин Леонтьевич неоднократно принимал участие в международных и российских профессиональных выставках. А еще он собрал огромную библиотеку, состоящую из профессиональной литературы.
Интересный факт: однажды к юбилейной дате сотрудники Метенковского магазина подарили фотографу непростой торт. Необычность его заключалась в форме. Сладость была выполнена в виде дома Вениамина Леонтьевича.
ХХ век – эра новых дней
В 1900-х первый этаж усадьбы Метенковых занимал магазин и склад фотографических атрибутов. На втором – находились жилые помещения: гостиная, детская, ванная и туалет. Дом был на печном отоплении. Во дворе красовался сад с беседкой и «ледяной» ямой, служившей холодильником.
В 1916 году торговля фототоварами стала прибыльным делом, а вот доход от снимков упал. Желающих сфотографироваться становилось всем меньше, поэтому Метенковы решили разобрать свой знаменитый стеклянный павильон. Вместо него возвели еще несколько жилых комнат и просмотровый зал. Окна, расположенные на первом этаже, супруги «превратили» в витрины. Особняк украсили коваными воротами.
Интересный факт: в начале ХХ века особняк Метенкова являлся образцом архитектуры. Он сочетал в себе сразу несколько стилей, которые отображали историю здания. Особенно бросались в глаза детали классицизма и модерна, украшавшие дом.
В 1919-м супруги Метенковы и пятеро их детей уехали в Томск, где прожили два года. Когда чета вернулась в Екатеринбург, обнаружила, что осталась без жилища. Новая власть конфисковывала имущество стоимостью более десяти тысяч рублей. Дом фотографа как раз попадал под этот законодательный раздел.
Семья поселилась по улице Красноармейской – у родственницы. При новом режиме Метенков долго не мог найти работу. На поиски ушло почти два года. Наконец, он получил место копировщика и фотографа в газетном отделе организации «Урал книга». А в 1926 году Вениамин Леонтьевич стал заведовать магазином при «Совкино».
В жизни усадьбы тоже наступили перемены. Улица, где она располагалась, получила новое имя – Карла Либкнехта. После конфискации здание сменило нескольких «хозяев». В разные годы здесь размещались: военкомат, Горкомхоз, эвакуационный пункт, агитационный отдел и фотолаборатория. С 1923-го площади занял тубдиспансер, а чуть позже – терапевтический корпус туберкулезного института.
Интересный факт: в 20-е годы в доме проживал главный врач профессор Карнаухов и другие медики, а еще размещался местком актеров Музкомедии.
В 1982-м здание заняло строительное управление газеты «Уральский рабочий», а в 1989-м тут разместилась академическая служба материально-технического обслуживания. Потом поползли слухи, что особняк хотят снести и освободить место для парковки. К счастью, этого удалось избежать. В 1991 году власти Екатеринбурга взяли дом Метенкова под «свое крыло», как памятник истории. Сегодня это объект культурного наследия.
В усадьбе фотографа быть музею!
В 1993 году произошло знаменательное событие для Екатеринбурга. В усадьбе открыли фотографический музей – единственный на Урале. В начале декабря запустили первую экспозицию «Приемная фотоателье».
С 1998 года «Дом Метенкова» является филиалом исторического музея Екатеринбурга. Его коллекция начитывает более 10 тысяч экспонатов. Среди них: книги, техника, журналы, открытки и, конечно, фотографии. В усадьбе можно познакомиться с развитием фотоискусства в Свердловской области, биографией знаменитого фотографа, а также приобрести памятные сувениры.
Сегодня музей стал целым арт-пространством Екатеринбурга. Здесь проходят лекции, выставки современных фотографов, мастер-классы, театрализованные представления и творческие встречи. На площадке особняка осуществляются смелые мультимедийные эксперименты и реализуются международные проекты.
В 2016-м доме создали резиденцию «Новые истории Екатеринбурга» для фотохудожников.