Когда-то Дом Мертенса превратился из небольшого двухэтажного строения типового образца в роскошный особняк, выделяющийся среди остальной исторической застройки Петербурга своей замысловатой архитектурой. Зодчим удалось соединить в планировке и оформлении здания два разных подхода в архитектуре — северный модерн с монументальными декорациями фасада и геометрично-симметричный стиль итальянского ренессанса. Украшенное растительным орнаментом и тремя высокими арками-витринами, это здание и по сей день выполняет свое предназначение — служит в качестве торгового дома на протяжении уже более трех сотен лет.
Причудливые метаморфозы
Петербург и соседние регионы всегда находились на острие архитектурной моды, поэтому неудивительно, что многие культовые и памятные строения в нем сочетают самые разные европейские направления. Например, в XVIII, когда и начинается история Дома Мертенса, Невский проспект активно застраивался каменными особняками — так называемыми “образцовыми”. Разработанный еще в петровское время, образец был основан на западноевропейском стиле со сплошным фасадом.
Первое описание Богданова-Рубана указывает, что причиной такой застройки районов стало желание Петра I “наискорее лучшую новому месту красоту придать”. А расположение “сплошною фасадою” стало неожиданно эффективным новшеством для российского градостроительства, особенно в Петербурге, продуваемом всеми ветрами.
Таким образцовым зданием был и торговый Дом Мертенса, расположенный по адресу Невский проспект, 21. Тогда на его месте стоял сравнительно скромный купеческий особняк в два этажа высотой, который весь следующий век переходил от одного высокородного владельца к другому.
Так, в 1847 году он находился в собственности самого герцога Максимилиана Лейхтенбергского — зятя Николая I и внука императрицы Франции Жозефины. Именно при нем произошла первая крупная перепланировка, превратившая двухэтажный особняк в четырехуровневый доходный дом. Обустроив внутри роскошные апартаменты и магазины, герцог превратил строение в настоящую жемчужину Санкт-Петербурга.
В семидесятых годах XIX века здание в очередной раз сменило владельца. С этого момента оно и обретет известность по фамилии семьи именитых и богатых меховщиков. Именно здесь, на Невском, располагалась их главная контора и центральный магазин по продаже разнообразных меховых изделий. Это мигом привлекло главных модников Петербурга, ставших завсегдатаями конторы.
Впрочем, далеко не все здание было отведено под торговлю дорогими шубами и шапками. Внутри располагались и другие популярные петербургские магазины и конторы, такие как известная кондитерская “Жорж Борман”, филиал американской страховой компании “Эквитебль”, аптека К. Келера и так далее.
Интересно, что кондитерское товарищества ”Жорж Борман” задолго до Киндер-сюрпризов выпускало пасхальные шоколадные яйца с небольшими подарками внутри. Это были сувениры в виде крестиков, моделей соборов и других мелочей, эдакая сладкая версия яиц Фаберже. В будущем, когда фирма стала фабрикой “Красный Октябрь”, от лакомства пришлось отказаться.
Полное преображение
Предела совершенству нет — считал Л.Ф. Мертенс, и запланировал очередную перестройку в начале XX века. Здание и так привлекало окружающих, но амбициям предпринимателя не было предела — он решил превратить его в настоящий запоминающийся архитектурный шедевр и ни на что не похожую достопримечательность города. Результат превзошел все ожидания, и запланированный маркетинговый ход многократно окупил себя. В новом виде торговый дом действительно отличался своим архитектурным изяществом, его фотографии распространяли в путеводителях по городу и альбомах по искусству.
Неслучайно Л.Ф. Мертенс заказал масштабное перевоплощение своей недвижимости архитектору Мариану Лялевичу. Увлечение мастера итальянской эпохой Возрождения и ее принципами строительства отразилось на проекте здания-памятника.
Идею декорировать фасад огромными арками на все четыре этажа Лялевич позаимствовал из работ великого Андреа Палладио. В те времена такая архитектурная мысль была по-настоящему инновационной. Ведь чтобы реализовать настолько сложную конструкцию, приходилось пересматривать принципы строительства. Раскрывая три стеклянных проема на Невский проспект, Лялевич одним из первых зодчих в городе применил железобетонный каркас. Интересно, что архитектор сохранил изначальную кирпичную кладку там, где это было возможно. Так что построенный в XVIII веке Дом Мертенса по праву считается одним из старейших, несмотря на масштабную перепланировку.
Центральную часть нового фасада увенчали массивные буквы с фамилией владельца. Растительные орнаменты и массивные скульптуры В.В. Кузнецова выполнены настолько изящно, что оттеняют строгую геометрию линий строения. При этом фасад не выглядит перегруженным..
Перевоплощение особняка завершилось в 1912 году. Эта новость сразу стала главной темой газетных передовиц и салонных бесед. О доме на Невском проспекте и стиле неоренессанса говорили как простые люди, так и светила архитектуры и зодчества. Еще бы — пройдет всего несколько десятков лет, а проект станет основой для эпохи конструктивизма, когда среди архитекторов войдет в моду сочетание бетона и стекла.
И что немаловажно, именно с тех пор началась новая волна спроса на меховые изделия купцов Мертенсов. Популярность бренда вышла за пределы России.
Как мы знаем, наименование “Дом Мертенса” на фасаде служило великолепным маркетинговым ходом — о фирме узнавали люди, далекие от высокой моды. Впрочем, это не помешало родиться забавной городской легенде. Согласно ей, надпись была нужна, чтобы любой городской извозчик мог точно доставить владельца, находящегося в изрядном подпитии после банкетов или приемов, домой.
Революция и новое время
После революции 1917-го большевики закрыли меховой бизнес семейства купцов, а их роскошный особняк облюбовали различные советские учреждения. Тем не менее в советское лихолетье здание уцелело, пережив все обрушившиеся на Санкт-Петербург беды и невзгоды. А в 1944 году, после блокады Ленинграда, особняк вновь стал центром городской моды — здесь открылся ленинградский Дом моделей одежды, на первом этаже которого проводились выставки и показы.
В 2008 году Дом по заказу закрытого акционерного общества был отреставрирован в полном соответствии с оригинальным проектом Лялевича. Фасаду вернулись свежесть и шик ушедшей эпохи, дополняющей другие архитектурные шедевры на Невском проспекте. Внутри работает магазины одежды и обуви, универмаги, а также зарегистрирован академсервис, поставляющий профессорам и студентам-выпускникам мантии и шапки.
Семья купцов увековечила своё имя и память о себе этим замечательным строением, которое по праву считается шедевром питерской архитектуры.