Дом Всеволода Мейерхольда в Пензе
Старинный деревянный дом – часть бывшей городской усадьбы, построен в 1881 году. Дом принадлежал отцу будущего режиссера Эмилю Фридриху Мейергольду купцу второй гильдии. Вот, что писал В.М. о своем отце: «Отец — выходец из Германии, плохо говоривший по-русски (в семье главной речью была немецкая), не походил на купцов маленького провинциального городка с мещанским укладом. Человек западной культуры (а на письменном столе его был портрет Бисмарка, даже с автографом), старался ставить свой дом по-европейски. Артисты, музыканты, художники, педагоги, наполнявшие время от времени наш из толстых деревянных бревен прочно сколоченный дом, где стены, не покрытые штукатуркой, завешаны были и безвкуснейшими олеографиями из „Нивы“, и ценнейшими немецкими гравюрами, угадывали, вероятно, в нем не мещанина и налаживали общими усилиями культурный тон дома»
В этой семье 10 февраля 1874 года в Пензе родился восьмой ребенок, сын Карл Теодор Казимир. Сам Мейерхольд утверждает, что его отец «к этому времени имел громадный водочный завод и был очень богат, владея чуть ли ни целым кварталом домов…» Мать Мейерхольда была большой любительницей музыки, и в дом часто приходили известные пианисты, скрипачи, виолончелисты, и все дети в семье учились музыке. Его дед со стороны отца, помещик-лесопромышленник, был родом из Нижней Силезии (Гроссглогау) и женат на француженке, девице Доротее Рур. Предки со стороны матери были родом из Германии, но лет двести тому назад обосновались в русских остзейских провинциях.
Будущий режиссер окончил Пензенскую гимназию и в 1895 году поступил на юридический факультет Московского университета. В том же году он принял православие и взял фамилию Мейерхольд, имя Всеволод — в честь любимого писателя Всеволода Гаршина. Обвенчался со своей сверстницей и подругой по пензенскому домашнему театру Ольгой Мунт. К тому времени отец умер после долгой болезни, наследники — старшие братья и мать — разорились, а фамильный дом ушел с молотка.
Вскоре Всеволод Мейерхольд оставил юридический факультет и перешел на второй курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества — в класс Владимира Немировича-Данченко. По окончании курса в 1898 году Мейерхольд и Ольга Книппер награждены большими серебряными медалями: их годовые отметки — пять с плюсом. И оба приняты в труппу только что созданного Московского Художественного театра. За первые четыре сезона в МХТ Мейерхольд сыграл 18 ролей. Среди них — роль Треплева из «Чайки», Тузенбаха из «Трех сестер», Иоанна из «смерти Иоанна Грозного». Он первым на русской сцене сыграл Василия Шуйского из «Царя Федора Иоанновича».
В 1902 году Мейерхольд покинул Художественный театр. Он переехал в Херсон и возглавил там труппу «Товарищество новой драмы». Весной 1905 года Станиславский снова зовет его к себе, но не в МХТ, а в новый театр, где можно было бы свободно экспериментировать. Мейерхольд назовет это предприятие модным словом «студия». Студия на Поварской подготовила несколько спектаклей, но так и не открылась для публики. Станиславский позже писал в книге «Моя жизнь в искусстве»: «Талантливый режиссер пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актеров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлеченную теорию, в научную формулу».
Всеволод Мейерхольд вернулся в Херсон. Спустя год Вера Комиссаржевская пригласила его в свой драматический театр в Петербурге — в качестве главного режиссера. С 1907 года Всеволод Мейерхольд был главным режиссером Императорских театров — Александринского и Мариинского. В Александринском он работал до самой революции. В эти годы Мейерхольд увлекался традициями старинных театров — экспериментировал с различными приемами, декорациями и техниками.
Революционное лето 1917 года Мейерхольд проводит в Москве. Его политическая позиция более-менее определилась еще до Октября. Конечно, он за перемены, за революцию и даже за большевиков. Впрочем, настроения его далеки от оптимизма: «Если я сообщу Вам, что я все еще в Москве и что я и не уезжал отсюда, то, быть может, Вы не захотите казнить меня, ибо я уже наказан: просидеть больше трех месяцев в городе, похожем на зал третьего класса какой-нибудь из узловых станций, да это — хуже пытки. <…>
Я уезжаю отсюда 13 или 14 августа в Петроград. Пишите туда: почтамт, до востребования. Может быть, моя квартира уже разгромлена или занята людьми, которым негде жить, кроме как на моей квартире. Оттого даю Вам адрес почтамта». Из письма Всеволода Мейерхольда Ольге Сафоновой.
Анатолий Луначарский пригласил его на должность заведующего Театральным отделом Наркомпроса. В тот период произошли перемены в личной жизни режиссера. В 1924 году в ГосТиМе дебютировала молодая актриса Зинаида Райх — бывшая жена Сергея Есенина. Всеволод Мейерхольд влюбился в нее. Он ушел из семьи, женился на Райх и усыновил ее детей от первого брака.
Время с 1923 по 1928 год можно считать лучшими и самыми успешными годами в творческой биографии Мейерхольда. Конструктивизм, театральный монтаж, новая актерская школа биомеханики, программа «Театрального Октября» делают его едва ли не самой важной фигурой нового советского искусства. В апреле 1930 года ГосТИМ едет на гастроли в Париж и Берлин. Пресса и зрители принимают театр с огромным энтузиазмом. 7 января 1938 года Политбюро принимает постановление «О ликвидации Театра им. Вс. Мейерхольда» («ликвидировать театр Мейерхольда как чуждый советскому искусству», «вопрос о возможности дальнейшей работы Вс. Мейерхольда в области театра обсудить особо»).
Некоторое время режиссер работал в Оперном театре Константина Станиславского, а в 1939 году его арестовали. Спустя несколько дней после этого была убита Зинаида Райх. Несколько месяцев Мейерхольд провел в Лубянской тюрьме, где его допрашивали и пытали. В феврале 1940 года он был расстрелян — по обвинению в контрреволюционной деятельности.
Внучка Мейерхольда, Мария Валентей, в середине 1950-х установила на могиле Зинаиды Райх на Ваганьковском кладбище общий памятник, на котором выбито имя деда. В том же 1956-м она добилась реабилитации режиссера. Она же сыграла особую роль в становлении музея, безвозмездно передала в его фонды мемориальные вещи Мастера и членов его семьи. Она курировала все значимые мероприятия, связанные с мемориальными датами, привозила в Пензу известных деятелей театра, организовывала их творческие встречи с пензенской публикой.
Музей можно посетить как самостоятельно, так и с экскурсией, также в нем ставят спектакли. Существует и музей-квартира Мейерхольда в Москве, но на данный момент она на реставрации.
Адрес: Пенза, ул. Володарского, д. 59