26 октября 1842 года родился Василий Верещагин — будущий знаменитый художник-баталист. Это он в санях перед своим домом в Нижних Котлах. #МосковскиеЗаписки предлагают вспомнить историю этого дома-мастерской Верещагина, эскиз которого Василий Васильевич набросал в ноябре 1889 года (третий снимок). Под изображением собственноручная подпись живописца — «Сторона, обращенная к Москве». Именно здесь, в Подмосковье, Верещагин решил обосноваться после того, как покинул Францию и дом-студию в пригороде Парижа.
В письме Павлу Третьякову художник в шутку называл свой строящийся дом «избушкой на курьих ножках». А воплотить сказочный замысел Верещагину помог московский архитектор Николай Никитин. Со сказочной избушкой постройку роднил ярко выраженный русский стиль — шатровые башенки, двускатная крыша, резное крыльцо (второй снимок). Главное здание состояло из двухэтажной жилой избы с пристроенной кухней и сруба, в котором находилась огромная зимняя мастерская. В отдельной постройке находились жилые комнаты для прислуги, сарай и конюшня.
Верещагин поселился в усадьбе с матерью, женой и старшей дочерью (впоследствии умершей). На новом месте у него родилось еще трое детей. По воспоминаниям сына, число жителей усадьбы, вместе с прислугой, «колебалось от 12 до 16 человек». Ближайшая остановка общественного транспорта — конки, была у Серпуховской заставы, в пяти-шести верстах от усадьбы. До ближайшего жилья — версты полторы. Поэтому пришлось завести основательное хозяйство — не будешь же за каждой мелочью ездить в Москву (на третьем снимке Василий Верещагин на фоне своего дома). В усадьбе держали лошадей, корову и два десятка кур, выращивали картофель, овощи, фрукты и ягоды. Местность была не только глухая, но и опасная, поэтому «избушка на курьих ножках» напоминала осажденную крепость. Ворота всегда были на запоре, в саду бегали на цепи три пса, а у хозяина и его жены имелось по револьверу.
В доме за Серпуховской заставой Василий Верещагин очень много работал, написал почти всю знаменитую серию картин, посвященных войне 1812 года. В свободное время он иногда гулял с детьми по окрестностям, собирал на лугу шампиньоны.
И из этой же усадьбы 28 февраля 1904 года Василий Верещагин выехал на Дальний Восток — писать серию картин о только что начавшейся Русско-японской войне. Через месяц с небольшим, в начале апреля, до усадьбы долетела весть, что 31 марта броненосец «Петропавловск», на борту которого был художник, подорвался на мине вблизи Порт-Артура. Через несколько дней после того, как об этом написали в газетах, в ворота постучались несколько крестьян из деревни Новинки. Староста поклонился вдове и проговорил:
— С несчастьем вас!
Вдове пришлось расстаться с усадьбой: слишком дорого она обходилась, да и детям надо было учиться в Москве в гимназии. В 1905 году дом был продан кожевенному фабриканту Веберу и вскоре разобран.
Больше ста лет никто не интересовался, где именно — в привязке к современным улицам — находилась усадьба знаменитого российского художника. Только в 2011 году исследователь Алексей Орлов выяснил, где именно на территории современного Нагатино располагался дом Верещагина (последний снимок).