Нынешний дом 41 по проспекту Мира (старое название — 1-я Мещанская улица) входил некогда в состав большой усадьбы, которая была построена еще в допожарные времена. В 90-х гг. XVIII в. тогдашний владелец усадьбы ротмистр Е.А. Зарин выстроил здесь главный двухэтажный дом и четыре симметрично стоящих флигеля — по два с каждой стороны от дома. Все строения были каменными.
Позже усадьбу купил подпоручик князь Никита Сергеевич Долгоруков; в 1812 г. усадьба пострадала от пожара, но была быстро восстановлена. Главный дом и флигеля приобрели облик, характерный для послепожарного ампира (главный дом сохранялся в таком виде вплоть до его сноса в 1970-х гг., сейчас приблизительно на его месте находится выход из метро «Проспект Мира»). Долгоруковы владели усадьбой до начала 1840-х гг., потом усадьба несколько раз переходила из рук в руки, пока наконец в 1875 г. ее не купил известный купец и промышленник, владелец фарфоровых заводов Матвей Сидорович Кузнецов (усадьба была приобретена на имя его жены Надежды Викуловны, урожденной Митюшиной). Поначалу никаких серьезных перестроек в усадьбе не проводилось, лишь были заново отделаны фасады жилых флигелей, во фронтонах которых появились изображения крылатых львов, держащих гербовый щит со стилизованными буквами К и М — по всей видимости, заглавные буквы фамилий «Кузнецовы» и «Митюшины».
В 1893 г. было решено перестроить южные (левые) флигели. В результате они были объединены в одно здание, которое представляло собой небольшой одно-двухэтажный особняк с эркером в средней части и достаточно скромным декором фасада. Автором проекта выступил известный архитектор Федор Осипович Шехтель. Позже Шехтель построил по заказу Кузнецовых еще один дом в этой же усадьбе — справа от главного дома, нынешний д. 43 — оригинальный особняк в неоготическом стиле (в советское время перестроенный почти до неузнаваемости).
На рубеже веков дом был еще раз перестроен, на этот раз авторами проекта выступили архитекторы Иван Сергеевич Кузнецов и Василий Григорьевич Иванов. Одноэтажная часть особняка была надстроена вторым этажом, а фасад получил совершенно новое декоративное оформление — в псевдобарочном стиле (с лепными наличниками окон, рустованными лопатками и оригинальным кровельным завершением). Особым украшением фасада являются изображения атлантов, держащих эркер второго этажа — их по заказу Кузнецовых создал молодой и мало кому тогда известный студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества Сергей Тимофеевич Коненков, ставший в будущем выдающимся скульптором. Интерьеры особняка были богато отделаны лепниной, деревянными панелями, изразцами и мраморными каминами.
Сам Матвей Сидорович Кузнецов с женой жил в старом усадебном доме, а в этом особняке проживали его сыновья. После прихода к власти большевиков особняк, как и вся усадьба, был национализирован, в разное время здесь располагались различные административные учреждения. Большая часть подлинных интерьеров была уничтожена. Сейчас в одной части здания находится Московский общественный фонд культуры, в другой части — банк.
Автор статьи: Мария Подъяпольская
Материал с портала «Узнай Москву»