Всем в Орле известно здание по улице Московской, 26, недалеко от Ильинской площади — дом купца В. В. Аполлонова. Даже соседство фундаментальной гостиницы «Орел» не затмевает роскошный лепной декор его фасада, венецианские окна, колонны и литые детали балкона.
Промышленный подъем, охвативший аграрную Россию в последней четверти ХIХ века, не обошел и Орловскую губернию. Помимо магазинов, больших торговых складов и мастерских по первичной обработке сырья, в Орле и уездных городах велось активное строительство современных стильных зданий по заказу частных лиц. Дворяне заказывали дома известным архитекторам, а купцы подражали известным московским коммерсантам, желая видеть в Орле варианты столичных архитектурных шедевров.
Аполлонов начал строить свой особняк с торговым залом на первом этаже в 1895—1897 годах, подражая знаменитому Елисееву, чей магазин в Москве поражает воображение посетителей до сих пор. Не все сохранилось в доме Аполлонова в том виде, каким оно было при жизни владельца до его эмиграции после октябрьского переворота. Но необыкновенной высоты двери, каменная парадная лестница с выеденными временем ступенями и роскошный, яркий в разнообразии красок лепной декор потолков, сохранившийся в некоторых комнатах, мозаичная плитка на полу первого этажа (в бывшем торговом зале) — все это и теперь не оставит равнодушными посетителей старинного здания.
К 1899 году ряд убогих приземистых домишек железнодорожников оживился невиданной красотой — роскошным особняком с богатой лепниной по фасаду, высокими венецианскими окнами, колоннами, просторным и богатым — в зеркалах — магазином. В нем стали продаваться не только московские, но и европейские и колониальные товары. Он сразу привлек состоятельную публику, и очень скоро торговец окупил все свои расходы.
Краеведы отмечают, что и самому В. В. Аполлонову были не чужды некоторые ремесла. Сохранилось предание, как однажды владелец особняка нанял плотника для сооружения закрома в одном из своих хранилищ. Когда же Аполлонов увидел, как грубо сделал свою работу мастеровой, то сам взялся за топор и рубанок и показал «специалисту», как нужно работать. Да и сам уникальный дом на Московской, 26 является ярким образцом творения талантливых рук человеческих, рабочих рук.
Чем же занимался купец, как зарабатывал себе на жизнь? Удачливый бакалейщик, Аполлонов держал лавку в Торговых рядах. Являлся владельцем двухэтажного дома, который выстроил как «доходный» недалеко от своего особняка. «Доходным» тогда называли многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир в наём. Для привлечения жильцов купец не поскупился на украшения. Первый этаж у него был кирпичный с лопатками между окнами. На втором деревянном этаже окна обрамляли резные наличники с ажурными навершиями, а углы украшали длинные резные пластины. Резными были также его карниз, скаты фронтона и маленькое слуховое окошко.
События октября 1917 года вынудили хозяина бежать из Орла и России, здание было национализировано. В первые годы новой власти здесь размещался губернский комитет большевиков, о чем свидетельствует установленная на фасаде мемориальная доска. В 1920-1930-х годах дом использовался под жилые помещения рабочим завода «Текмаш» и учреждения, потом, вплоть до войны, работал областной суд.
После освобождения Орла, дом был капитально отремонтирован и отдан подрастающему поколению: здесь долго находилось профессионально-техническое училище № 1, преобразованное позже в Орловский техникум путей сообщения имени В.А. Лапочкина.
В архиве Орловской области не сохранилось документов, которые могли бы указать имя архитектора. Однако по свидетельству орловского старожила Варвары Михайловны Шегалег, её отец, губернский и епархиальный архитектор Пухальский Михаил Михайлович, часто упоминал дом с магазином купца Аполлонова как своё творение. М. М. Пухальский окончил в 1865 году Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров и был удостоен советом института звания гражданского инженера с правом производить работы по гражданско-строительной и дорожной частям. Период его работы в Орле приходится с 1891 по 1904 годы, так что он вполне мог являться автором данной постройки.
Сегодня здание принадлежит техникуму путей сообщения, но внутри сохранились роскошные расписные потолки с лепными элементами и каменная парадная лестница.